Он разместился на территории Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (бывший Луганский пединститут).
Официальное название — «Парк-музей антропоморфных стел и половецких каменных изваяний», а в народе его прозвали «Парк с каменными бабами». При этом половецкие скульптуры правильно называть именно статуями. Привычное название «бабы» пошло от тюркского, где «баба» значило «дед» или «предок».
Реже на Украине каменные статуи называли «мамаями».
С февраля по июнь 2010 года на Луганском телеканале ЛОТ шел проект «Чудеса Луганщины», в котором рассказывали об удивительных местах области. Финалистов и победителей выбирали зрители. С большим отрывом голосов победил Парк-музей каменных статуй.
Бабы, воины, кресты и путевые камни
Считается, что парк основали в 1969 году, когда сюда привезли первую скульптуру из села Каменка Лутугинского района. Руководил проектом Константин Красильников — заведующий Луганским отделением Восточноукраинского филиала Института археологии НАН Украины. Парк пополняли статуями в процессе археологических раскопок, проводившихся студентами на территории Луганской области.
Практически все статуи парка-музея происходят с территории Луганской области, главным образом ее южной части (Свердловский, Краснодонский, Антрацитовский, Лутугинский, Перевальский, Попаснянский районы).
Всего собрали 68 каменных изваяний из разных районов Луганской области — антропоморфные стелы катакомбной культуры XXV-XX веков до нашей эры (6 экземпляров) и памятники сакрального искусства половцев XI-XIII веков (62 экземпляра).
Сначала парк задумали разместить во дворе Педагогического института, вокруг искусственного кургана, засеянного ковылем. Но на этом месте возвели третий корпус вуза. Для коллекции статуй выделили место у спортзала.
Статуи оберегали кочевников и давали им силу
Территорию нынешней Луганщины краеведы считают центром половецких поселений. Здесь расцветало каменное искусство половцев. Кочевники воспользовались богатой песчаником землёй и создали свои сакральные памятники.
Каменные изваяния устанавливали возле погребальных курганов степных кочевников, которые населяли восточную часть нынешней Украины. Возле них просили плодородия земли, к подножию приносили жертвы, получали благословение на военные походы.
Сейчас изваяния можно увидеть в Донецкой, Луганской и Запорожской областях. Например, в заповедниках Каменные могилы и Хомутовская степь или на острове Хортица — Скифский стан. Каменные языческие статуи сохранились в музеях Мариуполя, Донецка и Киева.
Благодаря половецким мастерам можно представить быт кочевников. На статуях можно различить одежду, украшения, головные уборы, в руках у изваяний предметы быта и оружие.
Различают скульптуры женщин и воинов. Первые обычно держат в руках разные сосуды (их использовали для угощения и жертвоприношения), вторые — мечи. Высота некоторых статуй в парке в Луганске доходит до 4 метров.
Большинство собранных в парке статуй — женские фигуры. Образ женщины-матери, с обнаженной грудью, у половцев символизировал бесстрашие и победы. Заступники в образе женщин придавали сил, оберегали половцев. За это кочевники приносили им жертвы.
Азербайджанский поэт XII века Низами, женатый на половчанке, описал поклонение половцев своим богам:
И приходят кипчаков сюда племена,
И пред идолом гнётся кипчаков спина,
Пеший путник придёт или явится конный —
Покоряет любого кумир их исконный.
Что оставила история
На протяжении веков количество половецких изваяний постоянно уменьшалось. Первую волну уничтожений принесли татаро-монголы. Они или крушили скульптуру вдребезги, или, если камень был крепким, отбивали голову и закапывали истукана в землю. Так мусульмане боролись с язычеством.
Разрушая половецкий культ, захватчики ставили целью поработить завоёванный народ.
Но постепенно энтузиасты, краеведы и учёные встали на защиту исторических памятников. Появились первые коллекции половецких статуй в заповеднике Аскания-Нова, Екатеринославе и других местах.
До наших дней дошло более 2000 каменных статуй.