В 1881 году в бывшем Новопетровском укреплении (Форт-Шевченко) на полуострове Мангышлак был сооружён небольшой мраморный бюст. Стоял он до 1920 года, пока не был снесён какими-то революционерами.
В 1899 году во Львове была сделана попытка установить бронзовый бюст Шевченко, выполненный польским скульптором Циприаном Годебским в Париже. Разрешение получено не было, бюст хранился у русинских активистов и сейчас является экспонатом Национального музея Львова.
Третий бюст был установлен в 1900 году в Харькове. Инициатором его установки была жена банкира Алексея Алчевского. Поставили его в Мироносицком саду, недалеко от поместья Алчевских и женской воскресной гимназии, которой покровительствовала Христина Алчевская.
![Бюст Тарас Шевченко Бюст Тарас Шевченко](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/97/1030379760_0:0:930:620_600x0_80_0_0_0a35b158670f3d673974e0072f3cee81.jpg)
Автором бюста, изготовленного в 1898 году, был маститый скульптор, профессор Петербургской академии искусств Владимир Беклемишев. Скульптура была установлена без разрешения городских властей и простояла лишь около года. Потом она хранилась в семье Алчевских, с 1933 года — в Картинной галерее Шевченко в Харькове. После войны ее перевезли в киевский Национальный музей Тараса Шевченко.
Первым портретным памятником Шевченко на Львовщине стал бюст, установленный на средства жителей села Лисиничи около Львова в 1911 году.
Ещё один харьковский бюст был помещён в нише фасада Крестьянского дома, который открыли в 1912 году.
В 1913 году в Винниках появился бюст неизвестного скульптора из мастерской А. Яворского. Во время войны он был повреждён, восстановить его не удалось.
Все эти памятники были небольшими бюстами.
![памятник Шевченко памятник Шевченко](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103038/00/1030380004_0:0:0:0_600x0_80_0_0_9e8d6692bb6929b500bd22f63cb76279.jpg)
Первый полноразмерный памятник Шевченко был открыт в городе Ромны Сумской области 27 октября 1918 года. Бетонный памятник в стиле конструктивизма соорудил уже довольно известный на тот момент украинский скульптор, автор памятника княгине Ольге на Михайловской площади в Киеве Иван Кавалеридзе. В Ромнах он оказался не случайно: Киев в это время был перегружен беженцами из России, возможности снимать жильё были ограниченны, и скульптор поехал в родные места — он происходит из села Новопетровка на Роменщине. Уже при советской власти Кавалеридзе создал в Ромнах два памятника в стиле кубизма — «Прикованный Прометей» и «Освобождённый труд».
Фигура сидящего Кобзаря была установлена на постаменте в виде холма. Высота — около 3 метров. На постаменте — слова из стихотворения Шевченко «Марку Вовчку. На пам'ять» (1859): «…І оживу, і думу вольную на волю, із домовини воззову».
![памятник Тарасу Шевченко памятник Тарасу Шевченко](https://cdnn1.ukraina.ru/img/102329/85/1023298578_0:0:2048:1536_600x0_80_0_0_bdfba4dcbc5f23b8e489ced1f9095e80.jpg)
Это памятник был поставлен на месте, где в 1845 году стояла палатка Шевченко на Роменской ярмарке (она была настолько знаменита, что к городу провели одну из первых в Российской империи железных дорог). Кавалеридзе помогали печник (а со временем заслуженный артист РСФСР и народный — УССР) Степан Шкурат и исторический консультант Григорий Вашкевич, лично знавший поэта. Шкурат был натурщиком.
В 1982 году памятник реконструировали, на основе бетонной скульптуры сделали новую — бронзовую. Работы выполняли скульпторы В. Клоков и Б. Довгань и архитектор Ф. Юрьев.
Бетонная фигура при изготовлении формы раскололась, и её не очень удачно собрали. Сейчас оригинал находится на Андреевском спуске около музея И. Кавалеридзе.
История же второго ростового памятника началась летом 1918 года, когда В.И. Ленин выступил с инициативой установки в Москве памятников выдающимся революционерам, философам, деятелям науки и искусства. В том числе — Шевченко.
Вообще история первых памятников, установленных при советской власти, сама по себе довольно интересна и поучительна. Создавали их скульпторы-модернисты, и изображения получались довольно затейливые. Достаточно вспомнить Михаила Булгакова (очерк «Киев-город»): «Слов для описания черного бюста Карла Маркса, поставленного перед Думой в обрамлении белой арки, у меня нет. Я не знаю, какой художник сотворил его, но это недопустимо». Один из немногих уцелевших монументов этого периода — памятник Вацлаву Воровскому в Москве. Такое впечатление, что пьян или покойный советский дипломат, или скульптор, или зритель…
Шевченко, однако, повезло. Работа была поручена скульптору Сергею Волнухину (автору памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве), который думал над созданием такого памятника ещё с дореволюционных времён. Он изобразил Кобзаря в гипсе.
Памятник был установлен в начале Рождественского бульвара, почти на Трубной площади, 3 ноября 1918 года. На фото с митинга в связи с открытием памятника видна выступающая Александра Коллонтай на фоне плакатов на украинском языке.
![памятник Шевченко в Москве памятник Шевченко в Москве](https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/99/1030379956_0:0:0:0_600x0_80_0_0_7ad263e16294f6b5ad890cb61dbff075.jpg)
В 1920 году было принято решение установить памятник на постоянный гранитный постамент (и, вероятно, отлить его в бетоне). Он был демонтирован и перенесён в мастерскую скульптора, но тот заболел, переехал в Геленджик (тогда там никакого «дворца» ещё не было, но мало ли…) и там умер.
В истории этих двух памятников удивительны три момента.
Во-первых, памятник в Ромнах был установлен при Украинской державе гетмана Скоропадского, а в Москве — при советской власти. Очевидно, идеологическое наполнение памятников было разным: для украинских националистов Шевченко — украинский поэт, для коммунистов — революционный демократ. Но на конечном результате это никак не отразилось.
Во-вторых, удивительная синхронность открытия двух памятников.
Даже если дата открытия памятника в Ромнах дана по старому стилю (вероятность этого есть — во всяком случае, вопрос автора поставил сотрудников музея Кавалеридзе в тупик), всё равно разрыв составляет менее месяца. Мистика какая-то.
В-третьих, памятники очень похожи.
В обоих случаях Шевченко сидит на вершине холма или кургана, что отсылает к тексту стихотворения «Заповiт»: «Як умру, то поховайте мене на могилі» («могилами» на Украине называли курганы).
Вполне вероятно, что у обоих памятников был единый живописный или фотографический источник. Нам, однако, обнаружить его не удалось — наиболее известная картина такого типа написана в 1875 году Константином Трутовским, но на ней Шевченко в казацкой шапке и с кобзой.
Такая вот удивительная история с географией и хронологией…