В ночь на 16 января Facebook внезапно разблокировал аккаунт президента США Дональда Трампа в одноимённой соцсети, а также в Instagram.
При этом из аккаунта президента США на Facebook удалили все последние записи. Причиной послужила уверенность модераторов в том, что Трамп симпатизирует в этих записях участникам протестных акций в США.
Восстановление доступа Трампа за четыре дня до инаугурации избранного президента США Джо Байдена противоречило словам руководства компании о том, что у Трампа не будет доступа к соцсетям до истечения президентских полномочий. Как заявлял глава компании Марк Цукерберг, существовали большие риски того, что Трамп воспользуется своими профилями в соцсетях для обращения к своим сторонникам. А это могло быть чревато провоцированием ещё больших беспорядков, чем те, что были 6 января, когда сторонники президента США ворвались в Капитолий.
Собственно, после тех протестов Facebook и Twitter заблокировали аккаунты Трампа в соцсетях. Самим компаниям этот шаг обошёлся недёшево.
За цензуру нужно платить
Facebook и раньше считался одной из самых несвободных социальных сетей в мире. Однако то, что произошло 7 января, на следующий день после того, как сторонники действующего президента США Дональда Трампа ворвались в Капитолий, стало ярким свидетельством предвзятости корпорации.
Мало того, что компания заблокировала аккаунты Трампа в Facebook и Instagram, проблемы начались и у сторонников главы государства, а также у тех, кто был критически настроен по отношению к Демократической партии США и поддерживающим её активистам. Пользователи жаловались, что Facebook блокировал ссылки на альтернативные соцсети или сайты, популярные у сторонников Трампа. Кроме того, блокировались и ссылки на материалы, ставящие под сомнение честность победы Байдена на выборах.
На следующий день после блокировки Трампа компания Facebook предприняла ещё один неоднозначный ход. 8 января принадлежащий компании мессенджер WhatsApp обновил пользовательское соглашение, дополнив его пунктом о передаче личных данных пользователя корпорации Facebook.
Этот шаг пояснили тем, что сбор сведений якобы поможет улучшить сервисы по подбору персональной рекламы, контента и персональных услуг с учётом запросов пользователя. Сроком перехода на новое соглашение назвали 8 февраля.
Последствия не заставили себя долго ждать.
С 6 по 10 января конкурент Facebook в качестве соцсети и WhatsApp как мессенджера — Telegram — в США скачали 545 тыс. раз, что в три раза больше, чем в аналогичный период на предыдущей неделе.
А 12 января основатель Τelegram Павел Дуров сообщил, что за предыдущие 72 часа количество пользователей Τelegram возросло на 25 миллионов.
«Эти новые пользователи прибыли со всего мира — 38% из Азии, 27% из Европы, 21% из Латинской Америки и 8% из MENA (Ближний Восток и Северная Африка)», — написал Дуров в своем блоге.
По его словам, в первую неделю января «число активных пользователей Telegram превысило 500 миллионов в месяц». Аккаунты в Telegram завели лидеры нескольких государств.
Кроме того, Дуров отметил, что это — значительный рост по сравнению с прошлым годом, когда ежедневно в приложении регистрировались 1,5 миллиона человек.
«На протяжении всей нашей 7-летней истории защиты конфиденциальности пользователей у нас бывали всплески загрузок. Но на этот раз все по-другому», — указал он.
Однако пользователи наказали Facebook не только падением популярности. 12 января также стало известно, что с момента блокирования аккаунта Трампа капитализации компании сократилась на $41 млрд. Акции компании на бирже NASDAQ подешевели на 5,3%.
В итоге Facebook пришлось принимать половинчатые меры. С одной стороны, Трампа разблокировали, но с другой — стёрли его старые записи. Кроме того, отсрочили введение нового пользовательского соглашения WhatsApp — до 15 мая.
«Цукерберг пытается выиграть время и успокоить разгневанных пользователей, которые воспринимают новое пользовательское соглашение в контексте политики беспрецедентной цензуры, которую форсированно вводят американские цифровые гиганты. Глубокий политический раскол внутри США и активное участие Facebook, Twitter и Google в президентской кампании на стороне Байдена формулировку just business nothing personal сделали бессмысленной», — прокомментировал это 17 января обозреватель Сергей Мардан в колонке для RT.
По его словам, политика Facebook направлена на то, что к маю люди забудут о январских эксцессах и цензуре.
«Нет никаких сомнений в том, что мощь американской медийной машины будет брошена на то, чтобы переключить внимание американцев на что-нибудь новое, типа очередного штамма коронавируса, русских хакеров или новой войны, которые демократы — мастера организовывать буквально на ровном месте», — отметил Мардан.
Однако он не предусмотрел такой важный фактор, как украинцы. Именно благодаря им Facebook может пережить очередной отток пользователей.
Ложь не во благо
«Дизайнерские» скандалы — одни из самых регулярных и громких на Украине. Связаны они либо с небрежением, либо c чрезвычайной загруженностью украинских дизайнеров. В результате либо на прилавках украинских книжных магазинов появляются карты Украины без Крыма (что соответствует реальности, но на Украине вызывает крайне негативную реакцию — Киев считает полуостров своей территорией), либо в украинских учебниках около строк, описывающих успехи украинской армии, появляются фото с российскими военными.
В январе 2021 года на Украине вспыхнул очередной «дизайнерский» скандал. 12 января в группе Facebook под названием «Форум железнодорожников Украины» пользователь Алексей Довгалюк выложил видео с календарём от госмонополиста — «Укрзализныци». Месяц январь иллюстрировался в календаре российским поездом.
«Что это? Кризис жанра Жмака (председатель правления компании. — Ред.)? Или простая тупость? Календарь УЗ, а поезд на фото РЖД. Что происходит?» — задался вопросом Довгалюк.
Позже «Укрзализныця» на своей странице в соцсети заявила, что данная информация — неправдивая.
«Эта информация является фейком и провокацией. «Укрзализныця» ещё раз подчёркивает, что информацию нужно проверять и заботиться о достоверности источников», — указывалось в сообщении компании.
Там же демонстрировались примеры календарей от госмонополиста, которые планировали разыграть среди подписчиков.
Но на этом скандал не затих. Украинские модераторы соцсети решили ещё раз подтвердить приверженность Facebook цензуре.
«Вчера соцсеть ФБ впервые в моей практике не стала банить за неугодное содержимое, а перешла к пометке поста с шильдиком «ложная информация» (см. на скриншоте, как это выглядит). Реализовать этот алгоритм внутри ФБ можно, обратившись в директивные органы этой соцсети с собственной версией. И если её признают «правдой» (а украинские ведомства там в чести, и рассматривают их апелляции в русскоязычном ФБ преимущественно украинские модераторы), то остальные версии будут директивно считаться «ложью». Со ссылкой на неких анонимных «независимых экспертов», — сообщил 17 января российский эксперт по железнодорожному транспорту Сергей Сигачев.
Он также рассказал о подоплёке скандала.
«Самое смешное, такой календарь с ляпом действительно был выпущен и даже начал рассылаться в низовые структуры, но потом УЗ резко спохватилась и попыталась перехватить инициативу, накатав в администрацию ФБ «опровержение». Чтобы принудительно пометили неугодные посты. Причём в опровержении УЗ показан настенный календарь, а речь у нас шла о маленьком настольном, он совсем не похож на первый. А в конце комментариев того моего поста выложено и видео этого пресловутого якобы «ложного» календаря, от Алексея Довгалюка», — отметил эксперт.
Таким образом, Facebook в очередной раз подтвердил наличие в сети не только жесточайшей цензуры, но и предвзятого подхода к ней, когда та или иная информация признаётся ложью просто потому, что она неудобна или идёт вразрез с личными предпочтениями модераторов Facebook.
Для корпорации активность украинских модераторов может быть чревата новыми скандалами и очередным оттоком пользователей, а также падением капитализации.