Об этом директор белорусского аналитического центра «Актуальная концепция» Александр Шпаковский рассказал в интервью изданию Украина.ру.
- Александр, войдет ли 2020 год в белорусские учебники истории?
— 2020 год войдет в учебники белорусской истории хотя бы потому, что в этом году прошли президентские выборы. Как и другие политические кампании, 2020 год также будет отмечен.
Кроме того, Белоруссия не находится в вакууме от остального мира, понятно, что пандемия коронавируса, ее социальные, экономические, политические последствия в будущих учебниках истории также будут отражены.
- Разве не политический кризис сподвиг высшее руководство страны сделать ряд заявлений относительно скорого реформирования политической системы?
- Лукашенко еще несколько лет назад говорил о Конституционной реформе, в том числе говорил о 2019 годе, который предшествовал выборам. То есть необходимость конституционной реформы в Белоруссии созрела давно. Это логично из соображений преемственности власти. Первый президент Белоруссии находится у власти с 1994 года.
- Если речь о конституционной реформе идет давно, почему же она до сих пор не произошла?
— Во-первых, для проведения реформы необходимо назначение общенационального референдума. А во-вторых, чтобы разработать контуры этой реформы, необходимо время для привлечения специалистов в области конституционного права, политического устройства. Необходимо провести общественные обсуждения, чтобы понять, какого рода изменения нужны, чтобы укрепить государство, а не разбалансировать его, как в свое время сделал Михаил Сергеевич Горбачев, когда затеял так называемую перестройку в СССР.
Страховка от нового Горбачева — это время, которое затрачивается белорусским государством на подготовку конституционной реформы. Мое глубокое убеждение, что нельзя с кондачка подходить к этим вопросам и спешить.
Во-первых, спешить некуда. Силам, которые олицетворяют собой оппозицию и находятся под внешним контролем, никакие реформы не нужны. Им нужна политическая власть для разворота нашей страны в сторону Запада, приватизации государственных активов и навязывания внутренней политике националистического нарратива. Поэтому надеяться на то, что кого-то можно успокоить этой реформой, бессмысленно.
Реформа не проводится с этой целью, она проводится для укрепления государства, устранения системных ошибок, которые накопились за 25 лет, и модернизации основного закона страны, который будет отвечать реалиям современного мира.
- Каких ошибок могло бы избежать руководство страны, в частности, Александр Лукашенко, в этом году?
— Я бы назвал несколько системных ошибок государства. В первую очередь это информационная сфера. Белорусское государство пренебрегало развитием мощных информационных ресурсов, а уж тем более не обращало внимание на поведение в качестве самостоятельных игроков в информационном поле так называемых новых медиа, Telegram- и YouTube-каналов.
Третья ошибка относится к социальной сфере. В 2020 году была проведена реформа оплаты труда работникам бюджетных организаций. Оказалось, что в самой реформе был заложен механизм, по которому в первую очередь работники сферы образования серьезно потеряли в доходах, корректировка этой ситуации заняла четыре месяца.
Это ошибки не Лукашенко, это ошибки государственной власти и системы в целом. В целом надо констатировать, что этот год Лукашенко завершает победителем.
- Сообщения о политических событиях в Белоруссии возглавляли новостные ленты информационных агентств, но может быть, какие-то аспекты жизни республики остались за кадром?
— Я бы сказал, что белорусские новости, слава тебе Господи, не возглавляют новостные ленты. Людей, находящихся в Белоруссии, это очень радует, потому что в том ключе, в котором Белоруссия возглавляла новостные ленты, вовсе не нужно получать пиар и славу государству.
В отличие от других стран белорусы не перенесли тех тягот и лишений, которые понесли другие народы вследствие наложенных ограничений, необходимость которых объяснялась властями борьбой с пандемией. В Белоруссии таких ограничений не было и нет.
Опыт белорусской системы здравоохранения еще не изучен нашими союзниками и международным сообществом в целом. Практика Белоруссии показала, что противодействие коронавирусу можно было выстраивать иначе, не обрекая на страдания здоровых людей.
- Чего вы ждете от наступающего года как гражданин Белоруссии?
— Я жду стабильности, качественных преобразований нашей государственной системы, которые сделают нашу систему более транспарентной, способной адаптировать любые сигналы, чтобы не допускать ситуации, подобной той, которая возникла после выборов.
Будущее Белоруссии напрямую зависит от развития евразийской интеграции, от того, сможет ли ЕАЭС стать полноценным интеграционным блоком, с которым будут считаться, пространством, где будут соблюдены все четыре свободы, принятые для экономических союзов, — свобода передвижения людей, товаров, услуг и капиталов.
Это важно не только для Белоруссии, но и для нашего совместного будущего.