Эксперт отметил, что именно для Литвы белорусский транзит имеет критическое значение в ее транспортно-логистической отрасли, приведя в пример Латвию и Эстонию, где уже произошла катастрофа в транзите из-за решения Москвы переориентировать свой грузопоток на порты северо-западных регионов.
По его словам, латвийская железная дорога сейчас находится на грани признания себя банкротом, а порты Латвии квартал за кварталом обновляют рекорды падения своих показателей.
«Последние несколько лет благоприятные показатели демонстрировала только литовская транспортная отрасль — литовская железная дорога и клайпедский порт, потому что белорусские грузы никуда не уходили. Теперь ситуация уже начала меняться. Уже есть перебои с транзитом литовских грузов через Беларусь фурами», — сказал Носович.
В случае прекращения белорусского транзита проблемы возникнут конкретно у Клайпедского порта, обеспечивающего 6-7% литовского ВВП и 58 тысяч рабочих мест: это будет означать кризис в третьем по численности городе Литвы, что чревато даже политической дестабилизацией, добавил специалист.
Полностью интервью можно прочитать здесь.
Массовые акции протеста в Белоруссии вспыхнули после того, как 9 августа ЦИК огласил предварительные результаты выборов, согласно которым абсолютное большинство голосов белорусы отдали действующему президенту.
Его главная соперница Светлана Тихановская набрала лишь чуть более 10%. Позднее Тихановская бежала в Литву, где объявила о создании Координационного совета для последующего трансфера власти. Следственные органы Белоруссии в ответ на это возбудили уголовное дело. Позднее литовский Сейм признал Тихановскую законно избранным президентом Белоруссии.
В свою очередь власти Белоруссии разработали план выхода страны из кризиса. До 2022 года в Конституцию должны внести поправки, ослабляющие власть президента в пользу правительства и парламента, после чего в стране проведут новые президентские и парламентские выборы.