Российская сторона приступила к уничтожению просёлочных дорог, которые ранее не контролировались.
Тревожные ожидания
Дыма без огня не бывает, люди опасаются, что пандемия и карантинные меры стали точкой невозврата в пограничных вопросах. В ходе круглого стола с представителями Фонда публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, который проходил в формате видеоконференции, во вторник 21 апреля, министру иностранных дел России Сергею Лаврову задали вопрос об этом. И министр успокоил всех, сказав, что Москва не видит оснований для полноценной границы после карантина.
Упомянул призабытые «дорожные карты». Лавров рассказал об одной из них: соглашении о единой визовой политике, которое было парафировано в декабре 2018 года.
«Я думаю, подписание этого соглашения во многом снимет те озабоченности и снимет те последние причины для тех, кто хотел бы создать полноценно оборудованную границу между нашими странами — участницами Союзного государства», — отметил Лавров.
Становится еще тревожнее: а) получается, если документ не подпишут, граница, как раньше, не откроется? б) Выходит, что закрытие границы 30 марта всё же связано не только с карантином? в) Так договор о взаимном отказе от границы 1999 года еще действует или уже нет?
Политика и реальность
Украина.ру уже писала о том, как проходила ночь закрытия границы РФ с РБ. Упоминался факт того, что на самом деле есть множество других вопросов в этой связи. Главный из которых: «Как охранять то, чего нет?» Ведь государственная граница между Россией и Белоруссией так и не появилась после распада Советского Союза. Наоборот, главы двух государств срочно трансформировали отношения в нечто, напоминающее канувший в историю СССР, и называли это «Союзом».
В нашей статье рассказывалось о просёлочных дорогах, никогда не видевших пограничников и полицейских, по которым сельские жители ездили в Россию и обратно по своим делам. Даже не подозревая о том, что в этом им кто-нибудь сможет помешать. Этот круг вопросов был известен соответствующим ведомствам двух союзных стран. Проблему нужно было решать по ситуации. И ее решают.
«Я подъехал, посмотрел. Экскаваторы конкретно копают яму, чтобы невозможно было проехать. Причем копают так, чтоб народ не засыпал потом. Рядом стоят фээсбэшники, всё контролируют. Я потом еще к другой «тропе жизни» поехал, там то же самое», — написал Валерий.
В пресс-службе Госпогранкомитета Белоруссии сообщили, что информации о проводимых работах у них нет, однако практика уничтожения таких дорог существует давно: когда-то так поступали и белорусские пограничники. Информацию о проводимых работах подтвердили источники в ГАИ: сотрудники выбывали к границе, чтобы убедиться, что на территории Белоруссии не проводится незаконных дорожных работ. В Ленинском сельсовете же, который прилегает к границе, рассказали, что эта дорога пользовалась популярностью у местных жителей: народ ездил на работу или просто на рынок.
«Таких путей несколько. Когда-то давно у нас асфальт клали, но с российской стороны честно ответили, что дорога им не нужна. Если не вернут после этой эпидемии, будет народ через Красное ездить — и все дела».
Партизанские тропы
«Другие пути» — это 1239 километров белорусско-российской границы, в том числе 857,7 км. сухопутной, 362,3 км. речной и 19,0 км озёрной. Никакого контроля до сих пор не было, однако и необходимости думать нашему талантливому народу с партизанскими генами, как закрыть вопрос наличия границы, тоже не было. Будет ли — вопрос.
Как так вышло, история умалчивает, но это Россия, часть Злынковского района Брянской области. Там безлюдно — население эвакуировано после Чернобыльской аварии.
С учётом топографии, российско-белорусская граница — это партизанский край, где очень успешно били врага советские партизаны. Навыки не утрачены и поныне. Один такой участок между мирами: с белорусской стороны асфальт, переходящий в российскую грунтовку. Со стороны РФ выкопан глубокий ров. Карантин. Так поступили на границе Горецкого района Могилевской области.
Со стороны России — это Смоленщина. Старая Московская дорога, по которой шел на Москву и обратно Буонапартий. С белорусской стороны исчезающая деревня Дружная.
Местная бабушка объяснила по-свойски: «Тут ездят те, кто не привык работать и хочет на халяву получать деньги. Вот кто тут ездит! Возят туда-сюда, носятся». Это не контрабандисты, но явно и не честное купечество. Залётные, местности не знают, уточняют ситуацию у местного населения, упершись в ров. Возят металлолом и других товаров немало. Объехать можно, но только на внедорожнике: вокруг распаханные поля, в которых «седаны» и «бусики» лягут на грунт.
Впрочем, как говорят, через российскую грунтовку в Смоленск "левые" грузы возили фурами: строительные материалы, вещи, кондитерка, скобяная дребедень. На вопрос, остановился ли бизнес, хитрый ответ: «Выход есть всегда».
В лесах под Гомелем
Ну а теперь еще одна важная деталь: то, что сейчас делает российская сторона, перекапывая проселочные дороги… раньше делало и КГБ Белоруссии. Но жестче — взрывали. Это нужно было делать, периодически, раз в год. Но как только служивые уезжали, приходили партизаны, наваливались всем миром, и, «помолясь», те пограничные ямы и рвы засыпали.
«Партизанские тропы» вновь пропускают поток левого карго. Народ, поднявшийся на партизанскую войну не победить — доказано тем же Наполеоном. Партизанские тропы различимы в Яндекс и Гугл картах. Вдоль границы их очень много, ведь столетиями это была одна страна. То, что сейчас, для местных партизан не в новинку: каждый год и белорусские и российские службы взрывают и распахивают дороги, кроме главных. Главную раскопали впервые.
Но партизанщина не заканчивается тропами в глухих местах. Ни в коем случае! Партизаны появились на асфальтированных трассах, сразу же, как только границу закрыли на карантин. Одна лишь история была подслушана в Гомеле от людей, работающих в Москве, снимающих там квартиру. Но на время карантина, в связи с остановкой бизнеса, вернувшихся пересидеть самоизоляцию дома — в Гомеле.
Схема проста: одной машиной до границы. За километр до нее пересадка в другую машину, которая везет через государственный рубеж, мимо пограничников, до ближайшего населенного пункта в России. От него любым видом транспорта — на Москву. Несложно.
О том, как именно и на каких условиях пограничники согласны не замечать это, никто не рассказывает мало знакомым людям. Скорее всего в этом пока что не очень сложном деле помогают перевозчики официального карго, которым въезд в РФ не запрещён. Ну и, разумеется, существует целый ряд категорий граждан Белоруссии, которых запрет не касается. Их перечень в соответствующих указах правительства России.
Власти против партизан
Москва и Минск подошли к началу эпидемии с большим багажом взаимных разногласий и недоверия. Процесс разработки «дорожных карт» по углублению интеграции был положен под сукно. Закрытие границы для белорусов шаг беспрецедентный. Лукашенко возмущался, как умел, получив в ответ шквальный огонь из анонимных стволов телеграм-каналов.
Информационная война сделала невозможным сотрудничество двух стран в вопросах карантина: президент Лукашенко считает это «психозом». Надежда на примирение на параде Победы в Москве рухнула по причине той же эпидемии. Как бы в пику, парад в Минске отменён не был. На горизонте уже видны новые споры. Минск инициировал пересмотр цен на газ. На подходе — вопросы продления аренды российских военных объектов.
В общем, ситуация непростая, но вполне решаемая. Было бы желание сторон.