CODIV и трудовая миграция.
CODIV рискует обрушить государственность в многих постсоветских республиках, чьи элиты сбрасывали социальное-экономическое напряжение внутри своих стран с помощью трудовой миграции.
Если ранее элиты вместо стабилизации политической ситуации и перезапуска экономики максимально упрощали для своих граждан выезд в другие государства на заработки, — поэтому Киев так не мог нарадоваться безвизовому режиму с ЕС — то теперь большинство этих граждан вновь оказалось на территории Украины.
И вернуться к местам работы в ближайшее время они не смогут: пример Китая, который COVID победил, но границы не открыл из-за боязни повторного заражения, тому доказательство.
Когда у трудовых мигрантов закончатся деньги и наступит осознание того, что они не смогут уехать трудиться в Польшу/Россию, властям национальных республик бывшего СССР стоит ожидать беды. Безработный человек — злой человек, и злость может выплеснуть как с помощью правовых механизмов (выборы или референдум), так и с помощью неправовых (погром, грабёж, разбой).
Следовательно, первейшей задачей постсоветских элит будет стабилизация обстановки:
1. Максимально быстрое открытие границ (вот только это невозможно — на Украине COVID в популяции и границы будут закрыты до тех пор, пока граждане там не переболеют).
2. Накачка экономики кредитами МВФ в обмен на политические или экономические уступки. Киев не просто так продаёт землю — элиты спасают себя здесь и сейчас, понимая, временный характер своего правления и возможность наворовать себе на безбедную старость.
3. Усиление репрессивного аппарата — Киев не сокращает расходы на силовиков, а неизбежный рост влияния Авакова уже привёл к тому, что он стал вторым лицом в государстве и перспективой стать первым.
Другим же республикам, например, Молдове грозит хаос. Из республик Средней Азии легче всего проблемы перенесут граждане Кыргызстана — их труженики не гастрабайтеры, а работники из стран ЕАЭС. Таджикам и узбекам будет сложнее всего.
Что же касается индивидуального измерения, то в выигрыше останутся те, кто не вернулся на ту же Украину, а остался в Италии/Польше/России. Этим шагом они показали лояльность новому государству, остались ближе к рынку труда, повысив свои шансы на первоочередное трудоустройство, и увеличили шансы стать полноправными гражданами — COVID подводит черту под эпохой гастарбайтерства.
В постCOVIDное время государства будут делать ставку на новых граждан. Первым до этого додумалась Польша, второй — Россия, которая, впрочем, ещё не завершила трансформацию миграционного законодательства. Значит, депутатам и чиновникам нужно ускориться.