8 января произошла авиакатастрофа украинского самолета в Иране, и мировая пресса вышла из отпуска освещать событие. Поначалу новостные сообщения были выдержаны в режиме констатации факта и с выражением (но не всегда) сочувствия и соболезнования родным и близким погибших. Мелким шрифтом пробежало известие, что «президент Украины прерывает свой отпуск и возвращается в страну». Комментировать эту новость никто не стал, поскольку реакция Зеленского виделась совершенно стандартной для подобной ситуации.
Первые сутки после катастрофы западные СМИ ограничивались сухими цифрами и фактами, подчеркивая, что «самолет был почти новый — всего три года ему, да и последнюю ревизию и техосмотр прошел всего за два дня до вылета в Иран». Но утром 9 января в средства массовой информации просочились слова секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексея Данилова, что одной из версий крушения, которую нельзя сбрасывать со счетов, является попадание в самолет зенитной ракеты «Тор» российского производства.
Западные СМИ, кажется, ждали, когда кто-нибудь из украинских высокопоставленных официальных лиц хотя бы косвенно обвинит Россию в акте агрессии против украинского мирного самолета.
«Атаку на самолет надо рассматривать в качестве приоритета»
При этом материал в El País заканчивается парой убойных абзацев, в одном из которых отмечается: «Данилов упомянул о нескольких неподтвержденных сообщениях, опубликованных в Интернете, которые указывают на предполагаемые снимки фрагментов российской ракеты возле места происшествия». А в другом подчеркнуто:
«Исследователи должны рассматривать атаку в качестве приоритета, — сказал Питер Гоельц, бывший управляющий директор Национального совета по безопасности на транспорте США». Чью атаку — читатели вынуждены додумать сами.
«Очевидцы видели обломки российской ракеты»
Вскоре опубликовала свою версию германская Deutsche Welle.
«Алексей Данилов уточнил, что в состав украинской комиссии входят специалисты, участвующие в международном расследовании атаки на MH17 в воздушном пространстве Украины, а также в экспертизе фрагментов российской зенитной ракеты «Бук», которая сбила малайзийский пассажирский самолет. По словам секретаря СНБО, среди основных версий гибели украинского лайнера — поражение самолета зенитной ракетой ЗРК, в том числе ЗРК «Тор», поскольку информация об обнаружении обломков российской ракеты близ места крушения уже появилась в Сети».
Сообщая это, авторы редакционной статьи, демонстрируют, в каком направлении, по их мнению, будут и должны развиваться поиски виновного.
При этом немецких корреспондентов не останавливает даже приводимая ими же цитата из Reuters, которое, «ссылаясь на пять источников в разведслужбах США, Канады и Европы, сообщило, что западная разведка исключает версию о гибели украинского самолета в результате попадания в него ракеты».
«Хорошо, что версию теракта не исключили»
Поскольку, как подчеркивает журналист, непонятно, «обладает ли Украина всеми теми возможностями, которые необходимы для проведения подобного расследования» катастрофы. Не исключено, а то и скорее всего, расследование будет поручено специалистам должной квалификации. Из той страны, которая сделает «правильные выводы».
«Европа перестала верить в украинскую ГТС»
На этом фоне запуск «Турецкого потока» прошел практически незаметным: турецкая Sabah не забыла указать, что через «эту нитку в Европу в обход Украины Россия сможет поставлять до 31,5 млрд кубометров газа в год». Но эта фраза может быть признана главной в материале лишь для турок. Украинцам же следует обратить внимание на абзац, где говорится о причинах, почему европейским государствам должно быть удобно использование «Турецкого потока, а не украинской ГТС»:
«Вот уже более 20 лет в работы по обновлению этой системы транспортировки газа не вкладывалось достаточного объема инвестиций, и для стран, зависящих от такой системы, переставшей быть надежной, во весь рост обнажились риски с точки зрения безопасности энергоснабжения».
«Не вкладывалось достаточно инвестиций» — это очень мягкая и формулировка. На самом деле даже западная пресса не раз писала, что средства на ремонт и обслуживание ГТС выделяются немалые, но «до пункта назначения они доходят в сильно усеченном объеме».