Собственно, список первоочередных задач этим не ограничивался. Например, Верховная Рада собиралась создать (и создала) комиссию по расследованию на Екатерину Гандзюк и других активистов. Однако политическое значение этих вопросов было несравнимо с основными тремя.
Особый статус
Верховная Рада 320 голосами продлила срок действия закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Против голосовал «Голос», а «Батькивщина» воздержалась. Пётр Алексеевич партнеров по созданному 3 декабря объединению не поддержал. Правда, выступил с трибуны парламента, объяснив свое поведение — Минские соглашения, дескать, выгодны, и я не зря их подписал («Мне 53 года и я не лох» — ехидно прокомментировали соцсети, намекая на знаменитую фразу Зеленского).
Вопрос, в общем-то, чисто технический. Закон де-факто не действует (поскольку на указанных в нём территориях украинское законодательство всё равно не работает, да и вступить в силу он должен после 7 декабря 2014 года — да-да, так в тексте) и нужен только для демонстрации готовности Украины и дальше изображать «безальтернативность Минских соглашений».
Впрочем, есть определённые нюансы.
Хотя Владимир Зеленский и обещал предложить новую редакцию этого закона, изменённую значительно более существенно, чем путём замены 19 на 20 (а новая редакция именно к этому сводится — теперь закон прекращает своё действие 31 декабря 2020 года), он ничего такого не предложил. Справедливости ради, надо сказать, что разработкой новой редакции закона в Киеве озаботились слишком поздно. Главная проблема, в общем, была даже не в выработке самого проекта (хотя и вокруг него, насколько можно понять, в окружении президента велась довольно активная дискуссия), а в том, чтобы согласовать его с международными партнёрами.
Продление этого закона было конкретным «домашним заданием», которое дала Зеленскому «нормандская четвёрка». «Задание» выполнено, закон был не только продлён, но даже и без особых инцидентов. Более того, оперативно были внесены изменения в закон о предварительном заключении, которые обеспечивают доступ к ним представителей Красного Креста — это тоже элемент Парижских соглашений.
Кстати, ночью на 13 декабря Зеленский заявил, что готовит пакет законопроектов по завершению децентрализации. Судя по его оговоркам, он всё же планирует не предоставлять ОРДЛО особый статус, а расширить права всех других территорий (однако объём полномочий, которые имеет местное самоуправление по Минским соглашениям, через Верховную Раду протолкнуть невозможно).
Земельный вопрос
Верховная Рада должна была снять, наконец, мораторий на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения.
Это, собственно, одна из самых важных реформ, которую в принципе может провести Зеленский. Его даже не пугает негативное отношение к такому шагу в обществе, чреватое обвалом рейтинга. И он, очевидно, поверил профессиональным экономистам, считающим, что этот шаг вызовет резкий рост экономики).
Почему окончательное принятие этого акта было назначено на внеочередное заседание — непонятно. Впрочем, ничего и не рассматривалось.
Заседание 12 декабря началось с эмоционального выступления Юлии Тимошенко, сообщившей, что началось заседание аграрного комитета, который должен был представить Раде закон. Однако из её же слов следовало, что комитет сразу же перенёс заседание на 13 декабря. В общем — сенсации не случилось.
Правда, Рада приняла законопроект 2280 «О планировании использования земель». Однако к судьбе земель сельскохозяйственного назначения он прямого отношения не имеет — его цель состояла в устранении разногласий между градостроительной и землеустроительной деятельностью (судя по комментариям Главного научно-экспертного управления, авторы тем самым ситуацию окончательно запутали).
Неприкосновенность Порошенко
Предполагалось, что Верховная Рада рассмотрит вопрос о снятии неприкосновенности с Петра Порошенко. И это ожидалось.
Возникает впечатление, что эта инициатива была связана с возбуждённым накануне ГБР делом по обвинению в государственной измене в связи с подписанием Минских соглашений. Пётр Алексеевич тоже так подумал — во всяком случае, он начал оправдываться прямо с трибуны Рады.
Однако в действительности всё было проще.
Во-первых, несмотря на то что общественность, по инерции, продолжает требовать посадки высших должностных лиц прошлого режима, предъявить им, по большому счёту, нечего. Замечено уже, что конкретно в отношении Порошенко энтузиазм властей вообще пропал. Даже решение ГБР о возбуждении последнего дела принималось уже без Романа Трубы, вынужденного уйти в отставку. В общем, надо было что-то делать, и появилась идея снять с Порошенко неприкосновенность (пользоваться или не пользоваться её отсутствием — другой вопрос).
Во-вторых, вообще депутатская неприкосновенность обнуляется 1 января, поэтому с точки зрения дела можно было не спешить. Но вот с точки зрения пиара это настоящая катастрофа — ведь использовать снятие неприкосновенности без каких-то дальнейших действий уже нельзя… Потому логично неприкосновенность снять за 20 дней до её снятия вообще — как демонстрацию.
В конечном же итоге ничего вообще сделано не было. Однако уже вечером прошёл брифинг по «делу Шеремета» с участием Зеленского и Авакова, который позволил переключить внимание общественности на другую тему.