В конце 2015-го Кабинет министров под руководством Арсения Яценюка ввел мораторий на выплату этих $3 млрд, мотивируя отказ тем, что это был «политический кредит». В результате, в 2016 году Россия подала на Украину в Лондонский суд. Поскольку облигации регулируются английским правом, доверительный управляющий по ценным бумагам, британская компания Law Debenture Trust Corp. от имени России в начале 2016 года подала иск в Лондонский суд с требованием к Украине уплатить РФ $3,075 млрд.
На сумму, которую Киев не вернул Москве, после дефолта должны начисляться дополнительные проценты по ставке 8% годовых. Каждый день просрочки долга обходится Украине в $673 000. Таким образом, общая сумма долга возросла с тех пор в полтора раза. «На сегодняшний день сумма требований Российской Федерации с учетом начисленных процентов составляет порядка 4,5 млрд долларов США», — сказано в сообщении Минфина РФ.
В 2017 году лондонский суд принял сторону РФ и постановил, что облигации должны быть погашены. Украина подала жалобу на решение Высокого суда Лондона, указав четыре довода, оспаривающих факт возвращения денег. Апелляционный суд рассмотрел только один, в котором Украина указывала, что кредит был ей "навязан Россией" и брала она его "под давлением" российской власти. Остальные три довода Киева суд, не рассматривая, отклонил. Согласно решению суда, необходимо еще раз более тщательно и детально рассмотреть факт "давления российских властей" в вопросе возвращения этих $3 млрд. Киев утверждал, что данный кредит был «попыткой не допустить подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС», а Россия якобы принудила Украину выпустить эти облигации. Министр финансов России Силуанов, тогда прокомментировав данное решение Апелляционного суда, заявил, что оно на некоторое время откладывает окончательное разрешение по урегулированию спора между Россией и Украиной.
Изначально рассмотрение дела планировалось на июнь текущего года, но затем сроки сдвинули, затянув процесс еще на полгода.
И все же: долг Януковича или государства?
Вот уже пять лет украинские СМИ упорно называют этот кредит «долгом Януковича», пытаясь «повесить» его лично на бывшего президента Украины. Петр Порошенко даже утверждал, что Украина не должна выплачивать России долг в $3 млрд, поскольку это была «взятка», а его предшественник Виктор Янукович якобы вывез эти деньги из страны. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что в таком случае и кредиты МВФ можно считать кражей. «Если 3 млрд суверенного займа, полученного Украиной у России, по мнению Порошенко, взятка, то миллиарды, о которых договариваются руководители Украины с МВФ — это организация масштабного воровства», — писал Медведев.
Об этом же говорил и Сергей Арбузов, бывший глава правительства, в интервью журналисту Захару Виноградову. «Никакой взяткой это не является, это — суверенный долг Украины. На эту сумму были выпущены государственные облигации, которые Россия выкупила. А сами деньги поступили после этого в бюджет. У Украины есть все документы, подтверждающие эти транзакции, и нет никаких оснований отказываться от возвращения долга», — говорил Арбузов.
В декабре 2015 года совет директоров МВФ признал долг Украины перед Россией суверенным, что означало его приоритетную выплату, а должником — именно государство, а не бывшего президента Украины. Тем не менее, 18 декабря 2015 года правительство Украины объявило мораторий на выплату долга, а МВФ, в обход своих же правил, принял беспрецедентное решение продлить кредитование Украины, несмотря на фактический дефолт.
«Эффект домино» суверенных долгов
Иными словами, такой прецедент может подтолкнуть ряд других стран к аналогичным искам, только на этот раз дело будет касаться долгов не перед РФ, а перед МВФ, Всемирным банком, ЕС или США.
По словам Миту Гулати, профессора права при Университете Дьюка (США), дело об этом долге не имеет прецедентов. «Это одно из крупнейших дел по суверенному долгу в моей практике и в международном праве вообще. Классический аргумент в пользу одиозного долга заключается в том, что правительство не может считаться надлежащим представителем того или иного народа — но раньше с этим никто не соглашался. Этот случай позволяет взглянуть на ситуацию по-новому», — утверждает Миту Гулати.
В ходе начавшихся в Лондоне слушаний суд, собственно, и должен рассмотреть технические вопросы, выдвинутые сторонами дела. В частности, будет обсуждаться вопрос о наличии у министра финансов Украины полномочий для выпуска еврооблигаций и вопрос о факторе давления России на украинскую власть в 2013 году.
Выплатит ли Украина долг?
«Украинский пациент давно находится в санитарном обозе МВФ. Когда он ездит много лет с Фондом из одного кризиса в другой, бросить его не поднимается рука. В то же время и вылечить его невозможно. Нужно было логическое завершение. Представим себе, что Фонд не дает деньги. Значит, в 2020 году, если в какой-то степени реинкарнируется мировой кризис, Украина может оказаться на грани технического дефолта. Соответственно, может приостановить выплату внешним кредиторам. МВФ — представитель интересов внешних кредиторов. Он дает деньги, чтобы мы вернули долги и 5,5 млрд через какое-то время вернутся в западную финансовую систему. Еще один фактор — самому МВФ мы должны около 7 млрд долл. То есть возвращать мы будем больше, чем сейчас возьмем. Общее сальдо выплат в ближайшие годы будет в пользу Фонда. Он рефинансирует выплату долгов себе же. Ну а кроме того, если бы украинский кейс сотрудничества с МВФ завершился катастрофой — это стало бы поводом для того, чтобы много лет отпускать шпильки в адрес Фонда», — говорит Кущ.
Тем не менее, Киев еще надеется, что в случае признания долга Лондонским судом выплаты по нему Украина будет производить взаимозачетом — за счет каких-нибудь других дел Украины против РФ с требованием компенсации или выплат. Это могут быть и финансовые претензии по поводу Крыма и Донбасса, и решение Стокгольмского арбитража по поводу «Газпрома». Однако решения по этому поводу тоже могут проходить ряд инстанций, обжалований и апелляций, а за это время в Киеве опять сменится правительство.