С уст представителей правящей команды слетают слова, отзвук которых в украинской внутренней политике совсем не безобиден. И в первую очередь это касается проклятого вопроса о правах национальных меньшинств, которые как не соблюдались, так, по всей вероятности, и не будут соблюдаться.
Несколько дней назад спикер Верховной рады Дмитрий Разумков объявил, что на Украине существует «только один народ». Это описание реальности сложно назвать адекватным, поскольку в стране проживают представители разных народов и этнических групп, Украина принципиально полиэтнична. Слова Разумкова несколько о другом. Это вновь в одночасье ожившая стратегия тотальной украинизации, в рамках которой полноценными считаются только украинские язык и культура. Они имеют такие законодательные преимущества, которые обрекают языки и культуру национальных меньшинств на медленное угасание. С 2020 года вступает в силу закон об образовании, принятый еще при Порошенко. Все предметы в школах и ВУЗах должны преподаваться исключительно на украинском.
Вопрос об ущемлении прав народов и этносов на Украине должен быть вынесен на международные площадки. Проблема эта находится, прежде всего, в компетенции Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая занимается рассмотрением нарушений прав человека во всех сферах. О том, что внимание европейских парламентариев в самое ближайшее время будет привлечено к нетерпимой ситуации на Украине, сообщил глава комитета о международным делам Государственной думы Леонид Слуцкий. «Российская делегация в самое ближайшее время намерена поднять вопрос защиты нацменьшинств на Украине на площадке Парламентской ассамблеи Совета Европы. И здесь реакция ПАСЕ будет индикатором истинности поддержки демократии и европейских ценностей», — заявил он.
Скорее всего ПАСЕ этот экзамен не сдаст. Для того, чтобы добиться принятия резолюции, осуждающей украинские власти за дискриминационную по отношению к нацменьшинствам политику, депутату, инициировавшему рассмотрение проблемы, нужно собрать определенное количество подписей, после чего он может подать предложение о разработке доклада. Если Бюро Ассамблеи дает согласие, одна или несколько комиссий начинают прорабатывать вопрос и назначают докладчика. Он в свою очередь готовит доклад в течение одного или двух лет. Дальше проект доклада и резолюции утверждается на уровне комиссий, и только потом выносится на пленарное заседание. На каждом этапе недружественные по отношению к России национальные делегации могут блокировать процесс, что, по всей вероятности, и произойдет.
Однако после летнего возвращения России права голоса это будет первый серьезный политический шаг со стороны российских представителей. На самом деле, пока важна не столько перспектива принятия резолюция, сколько возможность российских депутатов заявить о своей позиции, которая полностью соответствует Европейской хартии о правах национальных языков и другим документам, гарантирующим национальным меньшинствам равноправие с коренными народами в странах их проживания.
Ситуация на Украине, которая вроде бы должна была меняться с приходом новой власти, находится под воздействием политического курса, заложенного Петром Порошенко. То, что представители новой команды постоянно возвращаются к плану тотальной украинизации, говорит о крайней идеологической неустойчивости окружения Зеленского. Не имея внятной идейной платформы, они шарят руками в пустоте и находят там лишь сработанные их предшественниками концепты, которые с легкостью пускают в дело.
Перед российской делегацией стоит и другая, не менее важная задача. Защищать национальные меньшинства на Украине в целом — это несомненно достойная и важная миссия. Однако основной ущерб националистический курс наносит именно русскому меньшинству, которому требуется помощь и поддержка. Нынешняя инициатива российской делегации имеет в виду прежде всего бедственное положение соотечественников на Украине. «Это настоящее глумление над частью собственного населения, которая продолжает говорить и думать, в частности, на русском языке», — говорит Леонид Слуцкий о политике украинизации.