На отвесных склонах гор позволяются лишь выборочные рубки главного пользования и выборочные рубки формирования и оздоровления лесов. На отлогих склонах разрешаются только постепенные и выборочные рубки. Убрано ограничение по максимальной площади лесосек постепенных рубок.
В три раза быстрее
Главным автором закона, запрещающего опасные рубки в Карпатах, выступает эколог Владимир Борейко.
Основной закон 2000 года о защите леса ввел мораторий на рубки лесов главного пользования: высокогорные леса выше 1100 метров, леса лавиноопасных, селеопасных бассейнов и берегозащитных участков леса. Этот запрет действует. Однако благодаря брешам в законе на Украине продолжают вырубаться пихтово-буковые леса Карпат, где сосредоточен 1 млн гектаров леса. Запрет на вырубку лесов в природоохранных и рекреационных зонах не действует уже девять лет.
«По закону 2000 года этот запрет был наложен на 10 лет. 9 лет мораторий не действует, ведутся широкомасштабные рубки. По подсчётам экологов, они ведутся в три раза активнее, чем до внедрения запрета», — пояснил защитник природы.
Какой процент разрешает
Выступая в Киеве на пресс-конференции Борейко напомнил, что закон о защите лесов почти 20 лет назад был написан с многочисленными ошибками и практически не действовал. Вырубки главного пользования были запрещены. Разрешены же были рубки санитарные и лесовосстановительные. Они регламентируются постановлениями Кабинета министров 1995 года о санитарных правилах в лесах Украины и 2007 года об утверждении правил качественного состава лесов.
Так, статья 27 санитарных правил гласит: сплошные санитарные рубки проводятся путем уничтожения сухостоя, отмирающих, ослабленных деревьев, поврежденных пожарами, вредителями и болезнями. А в статье 26 о качественном составе лесов сказано: лесовосстановительные рубки проводятся в зрелых и перезрелых многоярусных древостоях простой структуры для восстановления ценных древесных пород, в которых не разрешается проводить рубки главного пользования.
Лесники очень легко обходили этот барьер, что разрешало вырубать лес полностью. Результаты их деятельности может увидеть каждый, кто поднимется выше 1100 метров. Кроме того, законом не было четко определено понятие «пихтово-буковые леса» и сколько в них должно быть процентов пихты и бука. Лесники рубили и выигрывали все суды (тогда как по закону №0873 примесь пихты должна быть выше 25%).
Запретили и ужесточили
Раньше создавался национальный парк или заказник выше 1100 метров и, согласно нормативам Кабмина в порядке специального использования лесных ресурсов от 2007 года, в заказниках и в хоззонах нацпарков и региональных ландшафтных парков могли проводиться рубки главного пользования.
То есть экологи создавали заповедный объект, и моментально рубки главного пользования там разрешались. Новый закон положил конец этим обходам.
«В статью 21 и 26 закона о природно-заповедном фонде мы внесли изменения, запрещающие такие рубки в таких местах. А изменения в статью 2 запрещают сплошные рубки — главного пользования, санитарные и лесовосстановительные. А статьи 3 и 4 мы еще больше ужесточили, убрав оттуда рубки узкосечные и постепенные», — отрапортовал эксперт по экологии.
Преимущественно кони или бульдозеры?
Но адвокат Ростислав Кравец убежден, что проблема не будет решена. Проанализировав текст документа, он сделал вывод: закон умышленно обновлялся так, чтобы можно было и дальше безнаказанно рубить леса и подгонять бульдозеры для сбора срубленного.
К примеру, в обновленном законе уточняется, что заготовка и вывоз древесины в горных лесах проводится преимущественно с использованием природоохранных систем, машин и механизмов и гужевого транспорта, что обеспечивает допустимое влияние на окружающую среду. Но запрещено восстанавливать лесовозную узкоколейку (то, чем занимались лесники-браконьеры).
«Есть (в правках. — Ред.) разрешение на вырубку лесов выше 1100 метров, на сплошную вырубку. Убрали из текста запрет на возможность применения транспорта, который может нарушить, кроме исключительно гужевого и колесного, и добавили строчку «преимущественно транспорт, который не будет причинять вред». «Преимущественно» — это как? Преимущественно лошадки бегают, а один раз бульдозер проедет?» — аргументировал свои сомнения юрист, уверенный, что под видом дров контрабандным путем из страны вывозят ценные леса.
Дороги на лесах
Разделяет опасения правозащитника и его коллега — руководитель консалтинговой компании William Invest Виктор Медведь. Читая правки, он заметил, что на лесных территориях Карпат ими разрешается 10 км дорог на 1 тысячу гектар. А средняя ширина дороги с твердым покрытием от 3-4 до 6 метров.
Оказывается, это «родной» пункт закона 2000 года. В горах из-за активной лесхоздеятельности проложено много грунтовых дорог. А поскольку после снегов дороги приходят в негодное состояние, их нужно восстанавливать. И чтобы упорядочить весь процесс, дороги необходимо заасфальтировать, чтобы они существовали, не расползались по горам и не уничтожали лес, разъяснил Борейко. Он заверил, что из 1 тыс. гектар под дороги отдается 40 гектар, а лесистость Карпат составляет около 10%.
Но правоведы не верят, что «дорожные» гектары будут высчитаны честно.
«Согласно формулировке этого закона, можно вырубить 60 млн кв. м леса под дороги с твердым покрытием, где должны ходить грузовые автомобили. По сегодняшним расценкам, где-то 6-10 млн гривен (15,7-26,3 млн руб.) на 1 км дороги. А у нас на дороги из бюджета выделяется 80 млрд гривен (210,5 млрд руб.) при требуемых 2 трлн гривен (5,26 трлн руб.). 40 млрд грн (105,2 млрд руб.) — на проедание и 40 млрд грн — на поддержание текущего уровня аварийности. Что-то будет построено, но выйдет из эксплуатации намного больше. Создаем мы в лучшем случае на уровне разваленного, которого в стране 97%», — настаивает Медведь.
Словом, для такой лесной стройки должно быть технико-экономическое обоснование, должны быть выделены средства. Их нет. Их даже не хватает на возведение межобластных дорог. А заинтересованные лица могут спокойно и под прикрытием осовремененного лесного законодательства инициировать постройку или восстановление дорог. И необязательно в тех местах, как сказал Борейко, где они уже были. В законе нет четкого определения по этому поводу, зато есть невнятное понятие «расширить сеть лесных дорог». Итак, лес рубится, не развивается, но и дорог нет. И снова браконьеры будут выигрывать дела в судах.
Ответственность на Гончаруке
Правки в закон вступили в силу, это так. Но еще не утверждены подзаконные акты, которые не позволяют свободных трактовок. Ведь действительно слово «преимущественно» можно крутить как угодно. Юристы так же могут играться с процентами примеси древесины в пихтово-буковых лесах.
Нормативные акты должны быть введены постановлением правительства в течение трех месяцев после вступления в действие документа. Поэтому вся ответственность по закрытию дыр в лесном законе переходит на премьер-министра Украины Алексея Гончарука. Таким образом, нужно прописать нормативно-техническую документацию по дорогам в Карпатах, утвердить комплексный подход к аэрофотосъемке и инвентаризации горных лесов и создать интерактивные карты. Чего опять же в модернизированном законе не предусмотрено.