Это сильный ход Путина, который, впрочем, не ждет прорыва в Париже»
Французская Le Figaro называет передачу Россией Украине задержанных кораблей «грамотным и позитивным политическим ходом Путина».
Корреспондент издания Ален Барлюэ видит в этом жесте фактическое подтверждение готовности российского президента принять участие в готовящемся парижском саммите «нормандской четверки».
«Но (Владимир) Путин не раз говорил, что не собирается ехать поговорить просто так», — отмечает журналист. По мнению корреспондента, президент России отправится на встречу с коллегами из Франции, Германии и Украины в первую очередь для того, чтобы «определиться со статусом Донбасса», о чем на днях глава Кремля беседовал по телефону с Эммануэлем Макроном.
Автор обращает внимание на то, что националистически настроенная часть населения Украины считает руководителя своей страны «капитулянтом, готовым сдать Донбасс соседнему государству». В России же, считает Барлюэ, бытует мнение, что «у бывшего актера не хватает политической мощи и свободы маневра, чтобы согласиться с решением, предлагаемым Москвой». Решение это, состоящее в наделении Донбасса статусом особого региона, вообще-то не является чем-то новым, придуманным в Кремле вчера-сегодня. Оно записано в тексте Минских соглашений, которые, по-видимому, мало кто из западных журналистов читал.
«Москве нужна автономия Донецка и Луганска, а Киеву — возвращение контроля над внешней границей мятежных республик (то есть рубежа, отделяющего ЛДНР от РФ) и разоружение их», — констатирует автор, заявляя, что в ситуации, когда интересы сторон настолько разнятся, «Кремль призвал не спешить возлагать серьезные надежды на предстоящую встречу (9 декабря в Париже) в верхах».
«Жест доброй воли Кремля и знак неуважения им Морского трибунала»
Испанская El País считает передачу Москвой Украине трех судов «добрым знаком», однако с раздражением замечает, что процесс происходил совсем не так, как требовалось.
«Международный трибунал по морскому праву обязал Россию вернуть захваченные корабли и находившихся на них людей еще в мае. Однако Москва сообщает, что возвратила суда не по решению международного органа, а по своей доброй воле. Морской трибунал Кремль не признает», - возмущенно пишет корреспондент Мария Саукильо.
Журналистка сообщает также, что «по информации некоторых российских газет, корабли возвратили без боеприпасов и судовых документов». Как всякий уважающий себя корреспондент по России Мария должна свободно читать по-русски (иначе как же получать информацию, публикуемую в российской прессе?). Однако умением этим она, по всей видимости, пользуется выборочно и по принципу, который ведом ей одной. Поскольку явно пропустила сообщения, что при передаче судов сторонами был подписан акт, подтверждающий комплектность боевых морских единиц, а также проведена видеосъемка с целью фиксации надлежащего состояния кораблей как внутри, так и снаружи.
Впрочем, нельзя не отметить, что Саукильо присуще чувство меры, а также такт и здравый смысл: она не стала в своем материале повторять крики украинской стороны об украденных с судов унитазах, сообразив, что подобным «цитированием» скорее вызовет саркастический смех читателей над украинцами, чем осуждение россиян, обвиняемых в воровстве сантехники.
«И от России можно чего-то добиться настойчивостью»
Австрийская Die Presse тоже считает, что «позволив украинским судам вернуться домой, Россия продемонстрировала готовность идти Украине навстречу в решении спорных вопросов». С другой стороны, полагает автор материала Ютта Зоммербауэр, «данный факт свидетельствует о том, что если проявлять настойчивость, то и с Москвой можно договариваться».
«Впрочем, передачей кораблей дело не закончилось. Во всяком случае, так настроены в Киеве, — отмечает журналистка. — Украинская сторона рассчитывает через суд в Гааге добиться от России выплаты компенсаций за причиненный вред во время столкновения у Керченского пролива».
Корреспондент не строит догадок, как будут развиваться события в дальнейшем и удастся ли Украине вытянуть из России какие-то деньги. Но напоминает, что «Москва проигнорировала решение Морского трибунала, предписавшего ей вернуть 24 задержанных украинских моряков и три судна еще в мае нынешнего года, заявив, что подобные вопросы в компетенцию международного суда не входят, поскольку корабли иностранного государства совершили нарушения в территориальных водах РФ».
Читателю не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы понять прозрачный намек автора: гаагский суд может принимать любые решения; согласится ли их выполнять Москва — зависит только от Кремля.
«Вернули суда. Разве это победа Украины?»
Литовский информационный портал Delfi демонстрирует готовность согласиться с министром иностранных дел Литвы Линасом Линкявичусом, прокомментировавшим передачу Россией Украине задержанных год назад у Керченского пролива два катера и буксир, словами «кто-то украл тысячу долларов, а возвращает сто».
«Возможно, это и грубое сравнение, но я не считаю, что это большая победа, — подчеркнул дипломат, выступая на встрече с журналистами. — Эти суда они и так должны были вернуть. Это не следует оценивать как какой-то особый прогресс. Это определенный шаг, что и так должно было произойти».
При прочтении слов Линкявичуса первое, что вспоминается, — русская мудрость «иногда лучше молчать, чем говорить». Глава литовского МИДа даже не сообразил, что своими словами обидел украинское руководство, подававшее акт доброй воли Москвы как великую перемогу Киева. В общем, как говорил один политический деятель, «хотели как лучше (то есть унизить Россию), а получилось…» Ну, вопли об украденных унитазах точно указывают, кого получилось выставить клоунами.
«А Донецк-то уже в России»
И на десерт — мелкая погрешность немецкой авиакомпании, грозящая перерасти в глобальный скандал, поскольку задевает не только Германию, но и США, а американцы же непогрешимы по определению.
Один из пассажиров, летевших рейсом «Люфтганзы» из Осаки в Мюнхен, обратил внимание, что на карте, которую в самолете предлагали «для общего понимания маршрута», Донецк был обозначен как город, находящийся в России. Бдительный пассажир тут же заснял случившуюся «зраду» на мобильный телефон и распространил видео в сетях, где оно и было замечено ребятами из журнала Spiegel.
Представитель украинского дипломатического ведомства Алексей Макеев обратился через Твиттер к «Люфтганзе» с просьбой исправить принадлежность города, но в компании, хоть и принесли извинения за ошибку, заартачились.
По сообщениям журнала, руководство немецкого авиаперевозчика заявило, что неверная информация была заложена в программное обеспечение лайнера, подготовленное и установленное на борту специалистами из США, так что все вопросы — за океан, пожалуйста.
В Spiegel на простой констатации факта не остановились, а решили блеснуть способностями к анализу и составлению политических прогнозов. Подобную ошибку на карте «на фоне украинского конфликта можно было бы понимать как политическую провокацию», отметили в СМИ.
Кроме того, немцы намекнули, что неподалеку от большого Донецка в Ростовской области есть российский Донецк. Это уже выглядело как подсказка американским производителям ПО, что́ они должны ответить украинцам в стиле «сам дурак», если дело дойдет до рукопашной в прессе.