«Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитраж очередной иск против «Газпрома»
Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» отправила в Стокгольмский арбитраж «Заявление о защите и встречные исковые требования» к российскому «Газпрому». Об этом в субботу, 2 ноября, написал в Facebook исполнительный директор компании Юрий Витренко.
«Количество страниц основного текста заявления превышает 500. К нему прилагаются 3 отчета международных экспертов, которые были специально для этого разработаны. Также прилагаются показания свидетелей и куча других приложений. Более подробно о наших исковых требованиях, а также о том, почему требования "Газпрома" являются необоснованными, напишу чуть позже», — заявил Витренко.
Исполнительный директор «Нафтогаза» отметил, что в качестве компенсации убытков по решению предыдущего Стокгольмского арбитража государство уже фактически получило газ стоимостью более $2 млрд, который был поставлен «Газпромом» на Украину и средства от реализации которого фактически уплачены в госбюджет в качестве налогов и дивидендов «Нафтогаза».
«Газпром» еще остается должен Украине $3 млрд. Мы рассчитываем, что мы спишем этот долг в 2020 году. А в 2021-м рассчитываем на принятие решения по новому арбитражу», — сообщил Витренко.
6 июля 2018 г. «Нафтогаз» обратился в арбитраж с требованием о пересмотре транзитного тарифа, который действует с 13 марта 2018 г. (дата обращения к «Газпрому» о пересмотре тарифа) до окончания контракта (1 января 2020 года), и компенсацию за невыполнение «Газпромом» обязательств подавать для транзита не менее 110 млрд кубометров в год начиная с 2018 года.
6 сентября 2018 г. Стокгольмский арбитраж принял решение о консолидации производств по обращениям «Газпрома» и «Нафтогаза» в одно производство. 21 сентября того же года был сформирован арбитражный суд, который рассматривает это дело.
В соответствии с утвержденным процессуальным графиком 14 июля 2019 г. «Газпром» подал «Заявление об исковых требованиях». Сейчас право подать «Заявление о защите и встречных исковых требованиях» получила Украина.
В октябре в Брюсселе состоялись трехсторонние газовые переговоры между Украиной, Россией и ЕС о новом долгосрочном контракте на транзит российского газа через Украину, после которых вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович выразил «разочарование».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что для достижения договоренностей по транзиту газа Украина должна «исключить из повестки дня судебные претензии».
Кабинет министров презентовал доработанный проект бюджета на 2020 год
Кабинет министров во вторник, 5 ноября, презентовал доработанный ко второму чтению в парламенте проект бюджета на 2020 год. В проекте нет ни резкого роста экономики, ни эффекта от реформ, начатых новой властью.
Между первой версией бюджета, подготовка которой начиналась еще при премьере Владимире Гройсмане, и второй — лишь косметические отличия. Правительство не смогло найти предпосылок для экономического роста в 5% в год, о чем после своего избрания неоднократно говорил премьер Алексей Гончарук.
Прогноз роста ВВП на 2020 год пересмотрели с 3,3% до 3,7%. Это позволило Кабмину расширить доходную часть бюджета по сравнению с первым проектом на 1,4% до 1,094 трлн грн (2,84 трлн руб.) расходы — на 0,9% до 1,18 трлн грн (3,06 трлн руб.).
В 2020 году Украина больше всего денег потратит на госдолг оборону и соцвыплаты. Крупнейший бюджет среди министерств имеет Минсоцполитики, которое дотирует Пенсионный фонд на 172 млрд грн (446,4 млрд руб.) и выплатит субсидии за коммунальные услуги в сумме 48 млрд грн (124,6 млрд руб.).
Финансирование обороны составит в 2020 году 246 млрд грн (638,4 млрд руб.) или 5,45% ВВП. Это рекордная сумма за все время независимости Украины, прирост составляет почти 15% по сравнению с 2019 годом.
Госдолг останется одной из крупнейших расходных статей украинского бюджета — 424 млрд грн (1,1 трлн руб.). Таким образом каждая третья гривна в 2020 году пойдет на погашение или обслуживание долгов.
Крупные бюджеты имеют Минздрав (львиная доля — за Нацслужбой здоровья, бюджет которой вырос в несколько раз по сравнению с прошлым годом), МВД (также один из лидеров роста) и Минобразования. Бюджет СБУ вырос на 26% или на 2,5 млрд грн (6,5 млрд руб.). У Генпрокуратуры прирост скромнее — 5% и общий бюджет 7,7 млрд грн (20 млрд руб.).
Кабмин впервые заложил в бюджет доходы от лицензирования азартных игр в 3 млрд грн (7,8 млрд руб.), концессии гособъектов — 16,5 млн грн (42,8 млн руб.) и ренты от добычи янтаря — 532 млн (1,4 млрд руб.). Неожиданно между чтениями правительство повысило прогноз доходов от приватизации с 5 до 12 млрд грн (31,1 млрд руб.). Поступлений от начала свободной продажи земли в бюджете-2020 не предусмотрено.
Доходы от прибыли госкомпаний уменьшатся на 7% по сравнению с текущим годом. Прибыль, которую перечисляет в бюджет Национальный Банк Украины, запланирована на 15% меньше, чем в 2019-м.
Кабмин не стал существенно повышать минимальную зарплату и прожиточный минимум — 4723 грн (12 257 руб.) и 2123 грн (5510 руб.) соответственно. Рост минзарплаты всего на 5% в Кабмине объясняли низкими темпами роста производительности труда. Прожиточный минимум оставили на прежнем уровне из-за планов по его реформированию. Пенсии повысят только на инфляцию, на большее у страны нет денег, констатировал Гончарук.
На Украине почти вдвое сократился размер субсидии
На Украине резко сократилась сумма жилищной субсидии, которую люди получают на оплату услуг ЖКХ. Как заявил в четверг, 7 ноября, замминистра социальной политики Украины Виталий Музыченко, в октябре украинцы получали в среднем 539 грн (1399 руб.) субсидии. А размер льготы составил 418 грн (1085 руб.).
Отметим, что еще в марте 2019 года, согласно данным Госстата, средний размер субсидии составлял 998 грн (2590 руб.).
В этом отопительном сезоне субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получат около 4 млн домохозяйств. Всего на Украине насчитывается более 13 млн домохозяйств.
В этом отопительном сезоне большинство субсидий монетизированы, то есть потребители получают их деньгами с учетом нормативов и самостоятельно рассчитываются с поставщиками услуг.
В госбюджете на 2019 год на субсидии было предусмотрено 55,1 млрд грн (143 млрд руб.), а в проекте бюджета на 2020 год заложено 48 млрд грн (124,6 млрд руб.). В Минсоцполитики считают, что этой суммы хватит, чтобы в следующем году обеспечить субсидиями всех нуждающихся в помощи.
В конце октября Кабинет министров увеличил с 15% до 20% стоимость коммунальных услуг для семей, которые получают субсидии. Домохозяйства с большим уровнем дохода вынуждены будут с 1 мая следующего года платить за коммунальные услуги больше.
Этот законопроект предлагал предоставить государственным органам право проверять реальное материальное положение граждан, которые оформили субсидию и другие госвыплаты. Как ранее поясняли в Минфине, данный закон предполагал более адресную поддержку тех, кто в ней нуждается.
В Минфине заявили, что будут проверять получателей субсидии, несмотря на то, что вето президента. В правительстве утверждают, что глава государства отказался подписывать документ из-за технических «несостыковок» с заключительными положениями закона. По словам заместителя министра финансов Павла Ходаковского, эта проблема будет вскоре устранена.