Во время визита президента Украины Владимира Зеленского в Харьков, где он представлял нового главу местной областной государственной администрации, произошел инцидент. Президентскому кортежу перекрыли движение и буквально вынудили Зеленского пообщаться с рассерженными жителями города. Ими оказались местные бизнесмены, протестующие против закрытия одного из крупнейших рынков мира — Барабашово.
«Защитите «Барабашово», Владимир Александрович. Не дайте просто снести и закрыть рынок. Если город хочет дороги строить — пусть строит, но не на месте другого бизнеса», — обратились бизнесмены к Зеленскому.
Сам Зеленский вынужден был реагировать.
«О «Барабашово» слышали, о предприятиях слышали. Мы об этом говорили, решим вопрос», — заявил Зеленский.
При этом он призвал бизнесменов не критиковать нового местного губернатора.
«Он только десять минут работает, слышите? Он только появился!» — обратился Зеленский к собравшимся.
После этого бизнесмены пропустили кортеж. Когда Зеленский уже садился в машину, харьковчане вспомнили, что так и не подарили ему картину, хотя собирались. Подарок пришлось передавать охране.
Зеленский уехал, но обещал решить проблему с «Барабашово» — рынком, ставшим одним из символов не только Харькова, но и всей Украины.
Всем самостроям самострой
История второго по величине рынка Восточной Европы начинается в 1994 году, когда городские власти Харькова выделили одной из местных фирм земельный участок под размещение рынка. Через год участок уже был перехвачен другой фирмой, близкой к бизнесмену Александру Фельдману. Строительство началось на незастроенной площадке, к западу от станции метро «Имени Академика Барабашова». При этом утвержденного проекта строительства не было. Более того, официально в эксплуатацию его не вводили, что не мешало рынку захватывать новые территории, расширяясь на юг и на северо-запад. Рынок разрастался в том числе и благодаря выкупу частных домов, расположенных поблизости. Поговаривали, впрочем, что нежелающих расставаться со своими дачами к этому принуждали притом самыми жесткими методами.
В итоге новые выходы из станции метро вели уже на торговые площадки. В 2008 году площадь рынка составляла уже свыше 70 га, делая его вторым по величине в Восточной Европе после московского Черкизовского рынка. В 2009 году «Черкизон» был закрыт, после чего «Барабан» (такое неофициальное название получил харьковский рынок) стал первым по площади в Восточной Европе. Однако позже его по этому показателю обошел одесский «Седьмой километр».
Рынок стал городом в городе. Харьковчане знали, что практически все можно найти на «Барабане». Всё — это не только легальные товары, но и контрабанду. Между тем, рынок стал угрожать харьковскому метрополитену. Из-за самовольной застройки начал проседать грунт, из-за чего движение поездов на перегонах Салтовской линии метро под рынком несколько раз ограничивалось, а один раз работа метрополитена была даже приостановлена. При этом возникали вопросы к деятельности рынка и у правоохранителей.
В конечном итоге в 2007 году сосуществование рынка и города решили привести в порядок тогдашний мэр Харькова Михаил Добкин и тогдашний секретарь горсовета Геннадий Кернес. Рынку даже перекрывали подачу воды. Тем не менее он уцелел. За Фельдманом стояли местный губернатор — глава Харьковской областной государственной администрации Арсен Аваков и премьер-министр Юлия Тимошенко.
В 2008 году рынок дважды горел. В итоге Фельдман поступился контролем над частью рынка, а Кернес и Добкин, если верить СМИ, приросли контролем над некоторыми павильонами.
Но проблемы с рынком никуда не делись. Его периодически критиковали националисты за то, что рынок якобы стал рассадником этнической мафии. Рынок горел, продолжались разборки между структурами Фельдмана и рядом предпринимателей. При этом особые отношения были у предпринимателей рынка и со ставшим в 2010 году мэром Харькова Кернесом.
Благодетели и враги в одних лицах
В 2016 году на «Барабане» вспыхнуло восстание. Такие формулировки использовали украинские СМИ для описания конфликта предпринимателей с арендодателем — фельдмановской фирмой «АВЭК». В желании добиться правды торговцы дошли до мэрии, где встретились с Кернесом. Однако тот их проблему решить не смог. В 2018 году торговцы создали инициативную группу. Цель группы была добиться возвращения земельных участков, которые занимал рынок, территориальной общине города, чтобы потом заключить прямые договоры аренды с Харьковским городским советом.
«За эти малюсенькие «коробки» мы отдавали по $50-70 тыс. В итоге за магазины, которые мы выкупили, мы платим неподъемную аренду», — рассказывала одна из предпринимательниц.
В августе 2018 года Кернес встретился с предпринимателями и пообещал составить реестр предпринимателей, у которых закончен договор аренды, и выделить им землю для торговли.
Однако всей власти Кернеса не хватило для того, чтобы решить вопросы торговцев, вошедших в противостояние с Фельдманом. Разборки на рынке велись как в «лихие девяностые». Магазины непокорных владельцев захватывали и громили. В ответ предприниматели пытались прорваться к Фельдману на прием и просились под защиту городских властей.
Однако осенью 2019 года часть торговцев «Барабана» Кернеса невзлюбила. Причина — масштабный инфраструктурный проект, затеянный градоначальником.
«Мы хотим построить хорошую и быструю дорогу, чтобы соединить Салтовку, где живет более 400 тысяч человек, с центром Харькова. Мне важно, чтобы харьковчане могли выехать с мест своего проживания быстро и комфортно. Проблема в том, что сейчас на этом месте стоят торговые павильоны, которые были построены концерном «АВЭК» с нарушением всех норм и правил. Но перед законом все равны, и никакой депутатский мандат, который есть у собственника «АВЭК» Александра Фельдмана, ему не поможет. Эти павильоны построены за «красными линиями» — на дороге, которая предусмотрена генпланом. Поэтому сегодня мы разговариваем с вами, чтобы объяснить, как будем действовать дальше», — заявил Геннадий Кернес, обращаясь к предпринимателям на встрече в сентябре 2019 года.
Кернес напомнил, что земля под строительство этой дороги была зарезервирована еще в 1953 году, и тогда даже начались строительные работы, которые, впрочем, так и не были завершены. В каждом дальнейшем Генплане развития города — 1986, 2004 и 2013 годов — эта дорога также предусматривалась.
«Там было запрещено строить постоянные сооружения. Но «АВЭК» это сделал, взяв деньги с вас, предпринимателей. Теперь мы должны цивилизованно выйти из этой ситуации: город построит там очень нужную для удобства харьковчан дорогу, а вы получите новые торговые места», — объяснил Кернес.
И вот теперь, когда в харьков приехал президент, Фельдман получил прекрасный повод отомстить мэру и натравил на него гнев владельцев тех магазинов, которые подлежали сносу. Так предприниматели стали требовать уже отставки Кернеса и недопущения сноса рынка. Кстати, именно протестующие против сноса торговых площадей «Барабана» и остановили кортеж Зеленского.
В общем, политическая судьба Харькова оказалась тесно связана с борьбой за контроль над крупнейшим рынком города.