Собственно, большая часть тем недели привязана или целенаправленно привязывается к встрече в «нормандском формате». Владимир Зеленский пытается формировать повестку дня будущей встречи, и в общем-то у него получается.
Развод войск в районе Золотого
После конфликта 26 октября Владимир Зеленский посетил село Золотое и провёл там эмоциональные переговоры с националистами, пытавшимися заблокировать развод войск.
Оценки этого шага президента были неоднозначными (скорее наоборот — однозначными, просто критиковали его за разное), но своего ему добиться удалось — 1 ноября ОБСЕ зафиксировала развод войск. Правда, националисты продолжают оставаться в Золотом, но их акция имеет политический, а не военный характер, находятся они там без оружия (по официальной версии).
Кстати, по сообщениям связанных с ОП анонимных телеграмм-каналов, в окрестностях Золотого разгромлены несколько диверсионных групп (судя по всему, националистических), которые планировали провокации с целью срыва перемирия.
Успех Зеленского в обеспечении развода сил в Золотом оказался для многих неожиданным — если на прошлой неделе российская сторона могла констатировать невыполнение Украиной согласованных мероприятий, то теперь формально ничего не мешает проведению встречи в «нормандском формате» (требованиями для этого были согласование «формулы Штайнмайера» и развод, что было осуществлено). Сейчас продолжается согласование проектов документов, которые должны быть приняты на встрече.
Украинская сторона настаивает на том, чтобы в ходе встречи были обсуждены три группы вопросов:
— выполнение Минских соглашений на основании «формулы Зеленского» (то, что мы знаем о «формуле», заставляет полагать, что в соответствии с этой формулой выполнить соглашения нельзя);
— статус Крыма (совершенно неясно, в каком свете);
— газовые соглашения.
Пожалуй, стоит признать, что российская сторона оказалась в несколько неудобном положении — формальные требования для проведения встречи украинской стороной выполнены, но повестка дня навязывается для России неприемлемая.
Впрочем, думается, украинская сторона преувеличивает поддержку со стороны Запада. Например, переговоры в «нормандском формате» по газу будут иметь для Зеленского невыгодную конфигурацию.
Газовые переговоры
В сфере газового транзита произошло два значимых события.
Во-первых, Дания дала разрешение на строительство «Северного потока-2», чем окончательно сняла все препятствия для его достройки. Запуск газопровода на проектную мощность ожидается в 2022 году.
По идее это существенно меняет всю расстановку сил в Восточной Европе и делает Украину окончательно неинтересной для России в экономическом плане. Однако на практике не всё так просто.
С одной стороны, даже при полной загрузке СП-2 остаётся определённый дефицит транзитных мощностей, так что украинская труба остаётся востребованной. Вопрос только в том, насколько выгоден Украине будет этот транзит.
С другой стороны, европейское антимонопольное законодательство действительно работает против России — половина мощностей должна быть зарезервирована для альтернативного топлива (даже если его в принципе нет). Другое дело, что эта норма выполняется от случая к случаю.
В общем, хоронить украинский транзит ещё не время, и даже после 2022 года он будет ещё актуален (разве что потребление газа в Европе существенно упадёт).
Во-вторых, прошёл очередной тур переговоров между «Нефтегазом» и «Газпромом» по транзиту. Завершился он безрезультатно.
Россия хотела бы (и об этом заявил Владимир Путин) комплексного урегулирования. Включая мировое соглашение по Стокгольмскому арбитражу, возобновление закупок российского газа и соглашение по транзиту.
Украина хочет получить деньги по арбитражу и не хочет прямых поставок (руководство «Нефтегаза» наверняка вовлечено в процесс фиктивного реверса через фирмы-прокладки).
В общем, тут тупик, и Зеленский хочет поторговаться на уровне Европы в «нормандском формате». Однако он рискует столкнуться с недопониманием со стороны Меркель, которой нужен СП-2 и нужны гарантии транзита. Правда, Меркель может быть недовольна и позицией России (её-то судьба «стокгольмских» миллиардов совершенно не интересует).
Форум в Мариуполе. Инвестиционный климат
Демонстрируя готовность реально выполнять Минские соглашения в части восстановления Донбасса, Владимир Зеленский провёл в Мариуполе инвестиционный форум.
Всё было бы хорошо, но вероятность прихода инвесторов на Донбасс тесно связана с общеукраинским инвестиционным климатом. Между тем, на Украине с этим тяжело:
— сворачивают свою деятельность табачные предприятия;
— среди представителей малого и среднего бизнеса ощущается напряжённость в связи с введением кассовых аппаратов (правда, изначально предлагавшиеся нормы существенно смягчены);
— представители профсоюза железнодорожников говорят об износе инфраструктуры на уровне 100%, что грозит транспортным коллапсом.
При этом у украинского правительства в принципе нет никаких предложений по развитию Донбасса — страна по-прежнему планирует развиваться в направлении, при котором Донбасс может быть только площадкой для туристов-экстремалов.
На этом фоне вероятность привлечения сколько-нибудь существенных инвестиций не только на восстановление Донбасса, но и в общеукраинскую экономику представляется проблемной.
Визит Столтенберга
На Украине с официальным визитом побывал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Он сделал несколько значимых заявлений:
— Украина будет членом НАТО (без уточнения — когда и при каких условиях);
— Минские соглашения должны выполнять все стороны (в первую очередь — Россия);
— Украина должна учесть предложения Венецианской комиссии по обеспечению прав национальных меньшинств (Венгрия уже прекратила блокирование сотрудничества Украины с НАТО, поскольку новые украинские власти удовлетворили часть требований венгерского национального меньшинства).
В общем, ничего нового, вполне рабочий визит.
Интересна реакция официального Киева. Даже вполне пронатовский глава парламентского комитета по международным делам Богдан Яременко заявил, что предложенный «Европейской солидарностью» проект постановления не ко времени и в целом является популистским, ничуть не приближающим членство в НАТО. Украине сейчас надо не подавать заявку, а принимать законы, адаптирующие Украину к требованиям НАТО.