Ранее, в понедельник, 2 сентября, президент Украины Владимир Зеленский собрал у себя руководителей Верховной Рады, Кабмина и силовых ведомств, чтобы раздать им задания.
«С сегодняшнего дня все отходит в прошлое. Сейчас у нас есть действительно уникальная ситуация, уникальный шанс провести все необходимые реформы. И я этого очень хочу. У нас для этого есть все: политическая воля президента, большинство в Верховной Раде, очень настроенное на работу правительство и премьер-министр», — заявил Зеленский.
Итак, во вторник, 3 сентября, украинский парламент собирается рассмотреть сразу семь конституционных законов, которые по идее президента Зеленскогодолжны кардинально изменить политический ландшафт страны.
Издание Украина.ру разбиралось, что же это будут за законы.
Прощай, неприкосновенность
Первым в повестке дня идет законопроект №7203, который президентом отмечен как неотложный. Примечательно, что его инициатор — предшественник Зеленского на президентском посту — Петр Порошенко. Законопроект касается отмены депутатской неприкосновенности. Для этого планируют внести изменения в ст. 80 Конституции и привести ее в следующий вид:
«Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету».
Таким образом, пропадает вторая часть статьи, которая гласит: «Народные депутаты Украины не могут быть без соглашения Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы».
В общем, изменения кардинальные.
Это единственный конституционный законопроект, который планируют принять нардепы.
Остальные законопроекты народные депутаты должны рассмотреть, чтобы включить их в повестку дня и направить в Конституционный суд Украины.
Адвокат — не только с «корочкой»
Следующий по порядку законопроект — №1013 — касается отмены адвокатской монополии. Его инициатор сам Зеленский. Документ вносит изменения в статью 131-2 Конституции Украины. Она будет выглядеть следующим образом:
«Для предоставления профессиональной правовой помощи на Украине действует адвокатура. Независимость адвокатуры гарантируется. Основы организации и деятельности адвокатуры и осуществление адвокатской деятельности на Украине определяются законом. Исключительно адвокат осуществляет защиту лица от уголовного преследования».
Кроме того, предлагается убрать подпункт 11 пункта 16-1 раздела XV «Переходные положения»: «Представительство в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 131-1 и статьи 131-2 этой Конституции исключительно прокурорами или адвокатами и Верховном Суде и судах кассационной инстанции осуществляется с 1 января 2017 года, в судах апелляционной инстанции — с 1 января 2018 года, в судах первой инстанции — с 1 января 2019 года».
Против этого закона уже выступила Ассоциация юристов Украины, хотя он и не уничтожает монополию адвокатуры полностью — как видно из статьи, в уголовных делах она остается.
Президенту — полномочия
Следующий проект закона — №1014 — закрепляет в Конституции Украины полномочия президента создавать независимые регуляторные органы, Национальное антикоррупционное бюро Украины, назначать на должности и увольнять с должностей директора НАБУ и директора Государственного бюро расследований. Его инициатором также является Зеленский.
Изменения вносятся в статью 106 Конституции Украины — «Президент Украины», дополняя ее первую часть пунктами 11-1 и 12-1, которые выглядят следующим образом:
«11-1) создает в соответствии с законом Национальное антикоррупционное бюро Украины, назначает и увольняет с должностей в порядке, определенном законами Украины, директора Национального антикоррупционного бюро Украины и директора Государственного бюро Украины»;
12-1) создает независимые регуляторные органы, которые осуществляют государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в отдельных сферах, назначает на должности и увольняет с должностей их членов в прядке, определенном законами Украины».
В общем, этим законом Зеленский значительно расширяет свои полномочия.
Народу — инициатива
Вслед за усилением президента наступит пора депутатов обязать КСУ поразмышлять о народе. А точнее — о его законодательной инициативе. Инициатором народной инициативы, если так можно выразиться, является опять-таки Зеленский. Документ вносит изменения в ст. 93 Конституции, которая будет выглядеть так:
«Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит народу, президенту Украины, Кабинету министров Украины, народным депутатам Украины и реализуется ими в случаях и порядке, определенном Конституцией и законами Украины. Законопроекты, определенные президентом Украины как неотложные, рассматриваются Верховной Радой вне очереди. Закон принимается в соответствии с требованиями законодательной процедуры, определенной Конституцией и законами Украины».
Правда, как именно народ будет реализовывать эту инициативу, не прописано.
Омбудсмен и все-все-все
Следующий конституционный законопроект — №1016 — касается института уполномоченных Верховной Рады. Во-первых, планируется дополнить статью 85 пунктом 17-1 следующего содержания:
«17-1) назначения на должности и увольнение с должностей уполномоченных Верховной Рады за соблюдением Конституции и законов в отдельных сферах, заслушивания их ежегодных докладов о состоянии соблюдения Конституции Украины и законов в соответствующих сферах».
Во-вторых, статью 101 планируют изложить в такой редакции:
«Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина совершает Уполномоченный Верховной Рады по правам человека. К совершению парламентского контроля над соблюдением Конституции Украины и законов в отдельных сферах Верховная Рада Украины может назначать уполномоченных Верховной Рады Украины, правовой статус которых, определяется отдельными законами».
В общем, у украинского омбудсмена могут появиться коллеги.
А вот следом за этим идет весьма резонансный документ, который предложат рассмотреть КСУ.
Лучше меньше, да лучше
Законопроект №1017, который также инициировал Зеленский, касается численности Верховной Рады. Он предлагает внести изменения в несколько статей Конституции.
Так, изменится статья 76. Она приобретет такой вид:
«Конституционный состав Верховной Рады Украины — триста народных депутатов Украины, которые избираются сроком на пять лет. Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса, постоянно проживающий в Украине не менее последних пяти лет и владеющий государственным языком. Не может быть народным депутатом Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.Полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами Украины. Срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет».
Статья 77 станет выглядеть так:
«Очередные выборы в Верховную Раду Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады Украины. Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины.
Верховная Рада Украины избирается по пропорциональной избирательной системе. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом».
Таким образом, Зеленский окончательно планирует распрощаться с мажоритарщиками.
Изменяются и переходные положения Конституции. В них появляется пункт 17:
«После вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в статьи 76 и 77 Конституции Украины (относительно уменьшения конституционного состава Верховной Рады Украины и закрепления пропорциональной избирательной системы)» Верховная Рада Украины, избранная до вступления в силу указанного Закона, продолжает исполнять свои полномочия до следующих выборов народных депутатов Украины».
В общем, нынешним депутатам бояться нечего. Впереди у них пять лет работы на благо общества и самих себя, как представителей этого общества. Это если, конечно, парламент не распустят.
Впрочем, следующий законопроект, который они должны будут направить в КСУ, может их немного испугать.
Бойкот злостным прогульщикам
Законопроектом №1027 Зеленский планирует урегулировать вопрос о дополнительных основаниях для прекращения полномочий народного депутата. Для этого планируется внести изменение в статью 81, которая будет выглядеть так:
«Полномочия народных депутатов Украины прекращаются одновременно с прекращением полномочий Верховной Рады Украины.
Полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно в случае:
1) сложения полномочий по личному заявлению — с момента объявления народным депутатом Украины такого заявления на пленарном заседании Верховной Рады Украины;
2) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
3) признания его судом недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим;
4) прекращения его гражданства Украины или его выезда на постоянное проживание за пределы Украины;
5) установления судом факта неличного голосования народным депутатом Украины в Верховной Раде Украины, то есть голосования народным депутатом Украины вместо другого народного депутата Украины или предоставления народным депутатом Украины возможности проголосовать вместо него другому народному депутату Украины, — с момента вступления в законную силу решения суда об установлении такого факта;
6) невхождения народного депутата Украины, избранного от политической партии, в состав депутатской фракции этой политической партии или выхода народного депутата Украины из состава такой фракции;
7) отсутствия без уважительных причин на трети пленарных заседаний Верховной Рады Украины и/или заседаний комитета Верховной Рады Украины, членом которого он является, в течение одной очередной сессии;
8) нарушение требований относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, если в течение двадцати дней со дня возникновения обстоятельств, которые приводят к нарушению таких требований, эти обстоятельства им не устранены;
9) его смерти.
Полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно также в случае досрочного прекращения в соответствии с Конституцией Украины полномочий Верховной Рады Украины — в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.
В случае нарушения требований относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, отсутствия народного депутата Украины без уважительных причин на трети пленарных заседаний Верховной Рады Украины и/или заседаний комитета Верховной Рады Украины, членом которого он является, в течение одной очередной сессии его полномочия прекращаются досрочно по решением Верховного Суда.
В случае прекращения гражданства Украины или выезда народного депутата Украины на постоянное проживание за пределы Украины его полномочия прекращаются с момента принятия соответствующего решения Верховной Радой Украины.
В случае смерти народного депутата Украины его полномочия прекращаются со дня смерти, заверенной свидетельством о смерти, без принятия решения Верховной Радой Украины.
В случае невхождения народного депутата Украины, избранного от политической партии, в состав депутатской фракции этой политической партии или выхода народного депутата Украины из состава такой фракции его полномочия прекращаются досрочно на основании закона по решению высшего руководящего органа соответствующей политической партии со дня принятия такого решения.
В случае признания народного депутата Украины судом недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим его полномочия прекращаются со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда».
Самые главные изменения — прекращение депутатских полномочий за «кнопкодавство» — неличное голосование и за прогулы. Фактически Зеленский заставляет нардепов работать. Кроме того, в случае смерти депутата его полномочия будут прекращаться без принятия соответствующего решения украинским парламентом.
В общем, Рада превращается в место для работы — и работы персональной.
Кто поможет Раде
Последний конституционный законопроект — №1028, который депутаты должны будут рассмотреть 3 сентября, касается консультативных, совещательных и других вспомогательных органов украинского парламента. Точнее — их финансирование. Документ предусматривает внесение изменений в статью 85 Конституции — «К полномочиям Верховной Рады принадлежат», дополнив ее пунктом 15-1:
«15-1) создание в границах средств, предусмотренных в государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативных, совещательных и других вспомогательных органов».
То есть депутаты смогут создавать себе «помощников». Правда, отдельно денег им для этого выделять не будут: придется довольствоваться тем, что заложено в госбюджете на деятельность парламента.
Резюме
Рассматриваемые парламентом во вторник, 3 сентября, законы предполагают две основные тенденции, во многом взаимоисключающие: расширение прав и полномочий президента, то есть укрепление авторитарности власти в Украине. А с другой, прямо противоположная, — расширение прав народа, укрепление прав адвокатов и расширение защиты населения от авторитарности власти.
В общем и целом, многие изменения — действительно ключевые. Однако в большинстве своем их включат в повестку дня, но до голосования, согласно процедуре, направят на экспертизу в Конституционный суд Украины.