Оппозиционные белорусские СМИ, «Белорусский партизан» и «Наша нива», которые вещают из Украины, сообщили сенсационную новость: Белоруссия будет ремонтировать болгарские боевые штурмовики семьи Су-25 на заводе в Барановичах. Их источник — телеграм-канал «Хромой бес». «Дыма без огня не бывает», решили оппозиционеры и обратились за комментариями на ОАО «558 авиационный ремонтный завод», в Госвоенпром Беларуси и, разумеется, к анонимным источникам. Никакой информации официальные источники не дали, а анонимные подтвердили на условиях анонимности. Хотя история не секретная. Она о том, как НАТО, приняв страны Варшавского договора, не может обеспечить им переход на свои стандарты.
Дым и огонь
Важно понимать, что контракт на ремонт болгарских Су-25 на заводе в Барановичах — не секрет и не сенсация. Контракт был заключен в конце 2018 года, о нем писали. Он стал скандальным по многим причинам, о которых будет рассказано ниже. Связаны они с коррупцией, нарушениями Болгарией эмбарго ЕС, а также с полным бардаком в НАТО. Так бы и продолжалось, пока не нашлась группа инициативных дураков, которые подняли волну, выставив НАТО конторой «Рога и копыта». Впрочем, обо всем по порядку, ибо это очень поучительная история.
Итак, телеграм-канал «Хромой бес» публикует 19 августа 2019 года анонимку следующего содержания. «Есть небольшой инсайд: Беларусь впервые (кажется) заключила соглашение со страной НАТО по ремонту самолетов — болгарского Су-25. История такова: американцы предложили болгарам отказаться от Су-25, продать их и в обмен купить А10 и F16. Но болгары разобрались в плюсах и минусах и подумали: «Ну нет, лучше починить сушку».
Эта информация является фейком, за исключением самого факта сделки. Проверять ее никто не стал, и зарегистрированные СМИ «Наша нива» с «Белорусским партизаном» выдали ее слово в слово. Отсюда пошла волна перепечаток в других СМИ со ссылкой уже на зарегистрированные издания, что сделало анонимку новостью.
Разоблачение фокуса
Безусловно, промах, что журналисты год назад пропустили эту информацию не придав ей ровно никакого значения. Тем более странно сегодня выглядит вспышка ревности в виде дежурного сарказма по поводу «многовекторности» Лукашенко, который маневрирует между Россией и ЕС с НАТО. Этим нужно было возмущаться в конце 2018 года. Но изюминка не в этом, а в том, что за контракт на ремонт болгарских Су-25 боролись оба члена Союзного государства — Беларусь и Россия. Белорусы согласились ремонтировать на своей территории военную технику страны НАТО. А россияне предлагали отремонтировать ее на территории Болгарии. Что из этих двух вариантов «зрада», выношу на суд здравомыслящего читателя.
25 июня 2019 года спикер болгарского парламента Цвета Караянчева сообщила, что российские специалисты готовы ремонтировать болгарские Су-25 на территории Болгарии, на базе местного завода «Авионамс», если Минск по какой-то причине не сможет выполнить контракт. «Су-25 будут отремонтированы в Болгарии на заводе «Авионамс», и наша страна приглашает российских инженеров и специалистов присоединиться к ремонтным работам в ускоренные сроки», — заявила Караянчева.
И добавила, что эту тему обсуждала с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. На следующий день офис вице-премьера и министра обороны Болгарии Красимира Каракачанова опроверг ее слова и подтвердил то, что планы по ремонту штурмовиков в Беларуси по проекту стоимостью почти 100 млн левов (почти 57 млн USD или 51 млн EUR) не изменились. «Контракт, заключенный с ОАО «АРЗ 558» на ремонт Су-25 ВВС Болгарии, действует», — подчеркнули в Министерстве обороны Болгарии.
Советские крылья НАТО
«Маленький болгарский слон — большой друг большого советского слона», — констатировала поговорка эпохи застоя, а дорогой Леонид Ильич к ней припечатал: «Курица — не птица, Болгария — не заграница». Включив Болгарию в НАТО в 2004-м, Брюссель совершенно не задумывался над теми препятствиями, которые сегодня не дают присоединиться к блоку Украине. Спустя 15 лет после вступления в НАТО болгарские ВВС вооружены советскими боевыми самолетами — Миг-29 и Су-25. Лишь четыре года назад, когда раскручивался маховик «холодной войны-2» и «российской угрозы», с вооружения военно-воздушных сил Болгарии были сняты Миг-21, которые давным-давно не используются не только в России, но даже и на Украине.
Модернизация ВВС Болгарии по стандартам НАТО началась в 2005 году с закупки шести учебно-тренировочных английских Pilatus PC-9M швейцарского производства. Это легкомоторные кондиционеры с крыльями. В 2006-м Болгария заключила с итальянской фирмой контракт о приобретении пяти транспортных самолётов C-27J Spartan. Три года его не выполняли, а летом 2010-го число единиц сократили до трёх. Во Франции в 2011-м София разжилась тремя вертолетами «Panther», в 2017-м один разбили. Весной 2014-го, когда клюнул петух, НАТО начало полную реконструкцию авиабазы «Безмер» по стандартам НАТО за 30 млн EUR, выделенных из закромов альянса.
26 апреля 2017 года Минобороны Болгарии объявило шведский Gripen победителем в тендере на поставку истребителей.
Конкурентами были американский F-16 и немецкий Typhoon. По неизвестным науке причинам в январе 2019-го парламент Болгарии лишил шведских победителей контракта, передав его США. Несмотря на самую выгодную цену-качество, болгарские депутаты решили купить 16 американских F-16 к 2023 году. Но президент Румен Радев наложил на сделку президентское вето. В общем, случись сегодня, по версии НАТО, российская агрессия, Болгария встретит ее с 12 советскими Миг-29 и 14 советскими же Су-25.
Хитрый винт против болта с левой резьбой
Сказать, что Юго-восточный фланг НАТО прикрывает лишь 26 советских боевых самолетов, — ничего не сказать. Советских штурмовиков Су-25 у Болгарии по бумагам 14. Летают из них 5. А контракт на ремонт с белорусами подписали на 8. Что это за арифметика — военная тайна. Ремонтировать их теоретически возможно на местном заводе «Авионамс». Но выяснилось, что болгарские политики в части бардака дадут десять фор не только российским, но главным образом украинским коллегам. В России, если денег нет, их найдут и сделают на аврале. На Украине деньги выпросят у партнеров, полученное украдут, ничего не сделают и попросят еще.
В Болгарии денег на ремонт Су-25 нет, их выпрашивают у НАТО и ЕС. А вот полученное не воруют (стандарты Евросоюза все же), но потратить их по назначению нет никакой возможности по причине тех самых стандартов ЕС. А у Брюсселя эмбарго на поставки режиму Лукашенко. Контракт на ремонт в Барановичах заключать не имели права. Но где наша не пропадала! Болгария прибегла к юридическому финту. Разрешение на экспорт вооружений для Министерства обороны Болгарии дает, в частности, Министерство экономики. Министр Лукарский такое разрешение не дал, прикрывшись эмбарго. И уже упомянутый министр обороны Каракачанов обошел запрет ЕС, всунув в законопроект об изменениях в закон о запрете химического оружия, руками депутата Сабатинова, изменения к совершенно другому закону — о контроле над экспортом продукции, относящейся к обороне. Это было сделано по-тихому, 31 июля, в последний день и час работы парламента, перед вторым, заключительным чтением. Принято!
Как это делается в ЕС
Де-юре — мухлёж. Де-факто — Болгария получила возможность отремонтировать матчасть для своих ВВС. По понятиям — дурдом имени НАТО. Страна-член может отремонтировать матчасть только на территории вероятного противника, но не может это сделать, потому что союзники запрещают ремонтироваться у вероятного противника. Нет, еще смешнее: потому что Лукашенко может использовать Су-25 для подавления оппозиции — это если буква в букву закона.
И это совсем не конец анекдота про маленького болгарского слона — большого друга большого натовского слона. Не имея возможности просто украсть деньги на ремонт, как это сделали бы в Киеве, в Софии министры и депутаты суют друг другу палки в технологические отверстия. Каракачанову — Лукарский. Потому что мог! А когда министр обороны смухлевал, депутат Цонков раззвонил эту историю так, что она долетела до телеграм-канала «Хромой бес».
В общем, после целой серии маневров над стандартами НАТО и нормами ЕС советские Су-25 уже натовских ВВС готовы были приземлиться в Барановичах. Но тут, в красивом прыжке, вмешался банк-корреспондент, через который Болгария перечислила белорусскому заводу деньги за ремонт четырех «сушек». Транзакция была заблокирована, а значит, информация «Хромого беса» о том, что болгарские Су-25 прибывают на ремонтные площадки в Барановичи не соответствует действительности. Это не значит, что вся новость фейковая. Но с учетом вышеизложенного, до де-факто еще очень далеко. Су-25 болгарских ВВС не прибыли в Белоруссию, хотя сделка имеет место и, вероятно, будет реализована, хотя и не в полном объеме. Из 14 Су-25 деньги есть только под четыре, а еще четыре смогут освежиться, если враждебное министерство финансов удвоит министерству обороны смету. А оно не удвоит.
Приколы нашего НАТО
Это не конец истории без логического эпилога с жирной точкой. Описанное выше не отвечает на вопрос, в чем прелесть стандартов ЕС и НАТО, куда так стремятся еврооптимисты. Очевидно, что мы имеем дело с культурным мифом из серии Политиздата СССР о «коммунистическом завтра». Перефразируя: в ЕС и НАТО от каждого по взносам, каждому по хитрости болтов с левой резьбой. Как советский снабженец, носится министр обороны Болгарии со своей бумажкой по этажам ЕС и НАТО, а конкурирующие кабинеты делают им в этом беге «хорошо». Четырнадцать Су-25 советского производства стоят в ангарах поломанные.
Россия тоже не сброшена со счетов, она готова в любой момент прислать ремонтные бригады в Болгарию — дешево и сердито. Если так, то завод в Барановичах останется без заказа. С НАТО тоже нехорошо. Выясняется, что ни о каких переходах ни на какие передовые стандарты речь вообще не идет. В реальности страны НАТО лишь вяло конкурируют за кусок бюджета альянса на модернизацию своих недоразвитых партнеров. На финише приходят США, посылают всех к жемчугам и впаривают туземцам свой «ленд-лиз». Эта история — гимн НАТО.
Срок годности советских самолетов у Болгарии — до 2024 года. К этому сроку ждут американские F-16. Но США предоставят их без вооружения и боеприпасов, а некоторые функции будут заблокированы. Где мы такое видели? С украинскими "Джавелинами", которые так и не поступили в ВСУ. Это не все — раз в заводские программы кто-то лазил руками, есть шанс, что чудо-оружие вообще не выстрелит. Страшно представить, какая любовь будет у молодого болгарского слона и старого американского мамонта F-16. «Скорее всего, Су-25 будут продолжать служить еще долго, потому что не совсем понятно, когда именно F-16 заменит старый советский штурмовик», — грустно ставит жирную точку в этой истории болгарская газета «Капитал». Никто никуда не идет. Занавес.