Задержание российского танкера в украинском Измаиле Службой безопасности Украины стало резонансным событием для украино-российских отношений. Прогресс, который наметился в деле возвращения задержанных в Керченском проливе украинских моряков на родину, теперь под вопросом.
«Если Украина задержала российский танкер для «набора материала» по обмену заключенными, то этот шаг не поможет», — заявил в комментарии РИА Новости источник в Министерстве иностранных дел России.
Официальные высказывания российских политиков по этому поводу довольно жесткие.
«Либо СБУ Украины действует с санкции своего президента, и тогда Владимир Зеленский де-факто продолжает провокацию, учинённую его предшественником Порошенко в интересах собственной избирательной кампании. И это очень плохо. И для Украины, и для отношений с Россией, и для всех тех людей, которые так ожидали от Зеленского новой политики. Либо СБУ Украины действует по собственному разумению и в обход президента, пытаясь втянуть его в эту заскорузлую провокацию. Что не менее плохо, потому что тогда Зеленский — всего лишь инструмент в руках украинских силовиков предыдущего разлива», — заявил, в частности, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Позже компания-судовладелец сообщила, что российские моряки в безопасности и едут домой.
В этой ситуации остается неясным, на что рассчитывал капитан танкера, судно которого, как утверждают в СБУ, участвовало в операции по задержанию украинских моряков в Керченском проливе. Зачем нужно было идти в недружественную страну? Тем более, это не первое российское судно, задержанное украинцами.
Не только россияне
За десять дней до керченской провокации — 15 ноября 2018 года в Госпогранслужбе, отвечая на запрос украинского агентства УНН, заявили, что в целом задержали 15 судов за заход в порты Крыма.
«Часть из них арестована, по другой части продолжаются соответствующие суды», — сообщили украинские пограничники.
При этом они добавили, что всего в поле зрения украинских пограничников сейчас находится около 940 судов-нарушителей.
При этом помощник председателя Госпогранслужбы Украины Олег Слободян в эфире «Радио Крым. Реалии» заявил, что речь идет об иностранных судах.
«Если они попадают в нашу морскую экономическую зону или заходят в украинские порты, мы предпринимаем меры, чтобы ограничить их дальнейшее перемещение. Уже на 15 судов наложен арест или другие ограничения. Это все суда, которые нарушили законодательство Украины, прибывая в порты Крыма», — заявил Слободян.
При этом он не уточнил, есть ли среди задержанных судов российские. Поэтому точно указать, сколько и когда российских судов задержано Украиной, довольно затруднительно. Доставалось от украинцев всем. Так, в 2016 году было захвачено танзанийское судно Sky Moon. Капитаном корабля был гражданин Ливии, а остальные девять членов экипажа были сирийцами. Украинский суд признал их виновными в том, что они вывезли из Крыма 3 тыс. тонн технической соды. Корабль передали ВСУ, а экипажу запретили въезд на Украину. В 2017 году пограничники Украины задержали теплоход San Porfyrios, идущий в Дунае под флагом Белиза. Он направлялся из Румынии в Грецию и имел неосторожность зайти в украинские территориальные воды Дуная. Судно задержали, при обыске нашли доказательства, что оно заходило в крымские порты. В итоге всем членам экипажа судна пограничники запретили въезд в Украину сроком на три года.
До этого Украина задержала молдавское судно, которое перевозило украинских моряков в Крым с 2015 по 2017 год.
В общем, украинские пограничники показывали: появляться в портах Украины — не очень хорошая идея, если до этого вы посещали крымские порты. Но 25 марта 2018 года украинцы резко повысили ставки.
«Норд» и «Механик Погодин»
Крымские рыбаки занимались своим нелегким промыслом в Азовском море, когда 25 марта 2018 года их захватили в плен украинские пограничники. По сути, рыбаки описывали произошедшее как пиратский налет. Захваченное крымское судно «Норд» направили в порт Бердянска. Несмотря на то что у всех рыбаков были российские паспорта, Украина назвала их своими гражданами. Позже моряков отпустили под подписку, и два члена экипажа сумели выбраться из Украины через Белоруссию.
Их семерых товарищей сняли с рейса в Минск, а позже обменяли на задержанных российскими пограничниками у берегов Крыма украинских браконьеров, причастных в том числе и к убийству дельфинов. При этом украинский омбудсмен Людмила Денисова факт обмена всячески отрицала, заявив, что рыбакам дали возможность «свободно передвигаться по всей Украине», напоминая об украинских претензиях на Крым.
Хуже всех было капитану «Норда» Владимиру Горбенко, которого «мариновали» судебными заседаниями. В итоге Горбенко удалось бежать с территории Украины в родной Крым в январе 2019 года. На Украине капитана «Норда» объявили в розыск. Судно осталось на Украине. Власти полуострова пообещали помочь морякам с получением нового судна. 30 июля назначен очередной конкурс на тендер на закупку судна. Сумма контракта — 22 млн рублей. Рыбаки с «Норда» надеются выйти в море уже в августе.
Казалось бы, судьба «Норда» должна образумить российских судовладельцев. Но не тут-то было. 10 августа 2018 года украинцы заблокировали в порту Херсона российский танкер «Механик Погодин». Украинская сторона заявила, что танкер принадлежит российской компании «ВЭБ-Лизинг», против которой ввели санкции. Оператор судна — компания «В.Ф. Танкер» сообщила, что закрыла обязательства перед «ВЭБ-Лизинг» и самостоятельно владеет судном. Компания подала в суд из-за незаконного задержания судна.
А через месяц — в сентябре 2018 года — российский судовладелец отправил команду судна домой.
«Через месяц после незаконного задержания судна «Механик Погодин» в морском порту Херсон (Украина) компания «В.Ф. Танкер» приняла решение о полной смене команды. В Россию вернулись все 12 членов экипажа, включая капитана. Решение о смене экипажа было принято в связи с тяжелой физической и психологической нагрузкой, выдержанной моряками за прошедший месяц. Членам экипажа пришлось оборонять танкер от провокаций неустановленных лиц, представлявшихся сотрудниками украинских спецслужб и госорганов, жить и работать в режиме жесткой экономии электроэнергии. Их заменили другие сотрудники компании, ранее работавшие на аналогичных судах», — гласило сообщение на сайте судовладельца.
Последние новости о «Механике Погодине» касаются января 2019 года. Тогда стало известно, что компания-судовладелец подала апелляцию в Пятый апелляционный административный суд. С тех пор — тишина. Владелец судна наверняка несет потери от простоя «Механика Погодина» в чужом порту и необходимости участия в судах.
Все это в очередной раз должно заставить российских судовладельцев задуматься о том, стоит ли вообще заходить в территориальные воды Украины.
И последнее: примечательна своеобразная «магия чисел». Двадцать пятого марта было захвачено судно «Норд», 25 ноября — совершена «керченская провокация» и, наконец, 25 июля — задержан российский танкер в Измаиле. Двадцать пять рискует стать роковым числом для российских судовладельцев.