В истории России такие личности есть, и все мы их знаем — Николай II, Пётр I, Иоанн IV, Александр Невский. Современником и соплеменником Александра Невского был ещё один небезынтересный человек и правитель. В историю он вошёл как Даниил Романович Галицкий — галицко-волынский князь и первый король Руси. Впрочем, есть мнение, что он был королём Украины.
Второй после Соломона
Даниил Галицкий оставил после себя только почёт и восхищение летописцев и потомков, пройдя долгий путь сквозь тернии междоусобиц и войн. Сообщая о смерти короля, южнорусский летописец писал, что он был «вторым по Соломоне», имея в виду мудрость и заслуги монарха, уступающие лишь знаменитому библейскому царю.
Представитель старшей ветви потомков Владимира Мономаха, князь Даниил родился, по разным данным, то ли в 1201, то ли в 1204 году. В 1205 году, после гибели отца, он становится галицким князем при реальной власти княжеских бояр, которые скоро свергают его. С 1215 года Даниил княжил на Волыни, к 1231 году он завершил объединение волынских земель, ратью которых командовал во время битвы с монголами на реке Калке в 1223 г.. Хотя русские тогда потерпели поражение, но князь Даниил продемонстрировал личную храбрость и полководческие качества.
В 1230 году Даниил наконец-то овладел Галичем, но окончательно укрепился в нём лишь в 1238 году. В 1240 году он занял Киев, став Великим князем Киевским. В 1245 году в Ярославском сражении Даниил Галицкий смог разбить войска галицких бояр и польско-венгерские отряды, благодаря чему положил конец почти 40-летней борьбе за отцовское наследство.
Начиналась новая эра в жизни Юго-Западной удельной Руси.
Галицкая и Волынская земли являлись своеобразными воротами Руси, через которые в Средние века происходили постоянные контакты русских княжеств и европейских государств. Западными соседями Галичины и Волыни были Венгрия и Польша, а немецкая колонизация Европы способствовала тому, что всё ближе и ближе становились владения Тевтонского ордена. На севере языческие литовские племена превращались в единое литовское княжество. С востока наступали монголы. Всё это заставляло любого русского князя, оказавшегося в таком окружении, превращаться в мастера политической игры, и Даниил Галицкий стал тому ярким примером.
В союзе с польскими и литовскими князьями он громил венгров, после чего, оказывая союзническую помощь королю Венгрии Беле IV, принял участие в борьбе за престол Австрийского герцогства. В Опавском походе 1253 года он первым из русских князей поднялся на борьбу против немецкого рыцарства. В конце 1254 года Даниил Романович принял участие в совместном с соседними христианскими королями походе на язычников-ятвягов. Сын Даниила — Лев — был женат на дочери венгерского короля Констанции. Сам Даниил вторым браком был женат на племяннице литовского князя Миндовга.
Одним словом, Галицкий князь был активен во внешней политике и не упускал ни единой возможности добыть вящей славы.
Во внутренней политике Даниил Галицкий активно боролся с боярской оппозицией. Фактически вся его борьба была направлена на усиление княжеской власти, и он прекрасно справился с этой задачей. Делая ставку на городское население и привлекая иностранных специалистов, Даниил внёс огромный вклад в развитие экономики своего княжества. Именно при Данииле Галицком был основан город Львов, названный так в честь его сына, а так же был переустроен город Холм, ставший позже польским Хелмом.
В его правление Галицко-Волынское княжество попало в зависимость от Золотой Орды, но при этом форма зависимости была весьма мягкой — после поездки Даниила в Орду в 1245 году галицко-волынским князьям не требовалось посещать её, власть они передавали по собственному порядку, а не по ханскому распоряжению. Всё, что требовалось Сараю от Галича, — уплата дани и участие в военных походах.
Но самое неординарное в политической деятельности Даниила Галицкого то, что он стал первым на Руси королём.
Rex Russiae
В 1246 году монах-францисканец Джованни Плано Карпини стал первым из европейцев, кто посетил монгольского хана. По дороге в Сарай Карпини встретился с братом Даниила Галицкого Василько, а потом и самим галицким князем. Суть разговора сводилась к тому, чтобы объединить католическую и православную церкви, в чём от лица православного мира ведущую роль должен был сыграть именно Даниил Галицкий.
Папа Римский Иннокентий IV дважды предлагал Даниилу королевскую корону и помощь против Орды в обмен на окатоличивание русских земель, и, судя по тому, что в 1248 и 1253 годах, когда Папа делал свои предложения, Даниил совместно с венгерским королём Белой IV принимал участие в походах на Богемию, предложения Иннокентия IV заинтересовали князя.
Надо заметить, что в те же годы аналогичные переговоры проходили между Папой и Александром Невским, и так же, как и Даниил Галицкий, Александр Невский давал папским легатам доброжелательно-уклончивые ответы. А потом Александр Невский и Даниил Галицкий разорвали переговоры с Папой Римским.
Почему Александр Ярославович пошёл на такой шаг? Новгород не имел прямого соприкосновения с католическим западом — немецкие колонии и замки Тевтонского ордена в Прибалтике не могли представлять большой угрозы для Руси просто в силу малочисленности наличных воинских контингентов. Золотая же Орда была всяко ближе, и для Александра Невского приоритетнее было восточное направление внешней политики.
Даниил Галицкий так же, после визита ко двору Батыя, убедился в военном могуществе монголов и мог решить, что проще и безопаснее быть в зависимости от Орды, чем прямо сейчас выступать против неё с оружием в руках.
В 1252 году произошло событие, известное как «Неврюева рать». Монгольское воинство под руководством царевича Неврюя вторглось в пределы Великого княжества Владимирского, что привело к невиданному разорению и разграблению. Младший брат Александра Невского, князь Андрей Ярославич, был вынужден бежать из Владимира. В Новгороде его с семьей не приняли. Это позволило многим историкам предполагать, что причиной Неврюева похода было желание Александра Невского руками ордынцев расправиться с владимирским князем и занять его место. Для нас же наиболее важным является то, что Андрей Ярославич был союзником и зятем Даниила Галицкого.
Поняв, что даже зависимость от Орды не спасёт от неё, Даниил Галицкий возобновил переговоры с Папой Римским. В итоге он был тихо и без лишнего шума коронован в 1254 году в городе Дорогичине, приняв от Папы королевский венец и титул Rex Russiae (Король Русский). Во время коронации папский легат уверял Даниила, что «папа уважает греческую церковь, проклинает тех, кто осуждает ее обряды и намерен скоро собрать собор для соединения церквей».
При этом надо заметить, что Даниил Галицкий уклонился от всех призывов Папы Римского к крестовому походу против монголов и не предпринял ни единого шага для окатоличивания своих владений. А уже в 1257 году он окончательно разорвал отношения с Папой Римским, чем вызвал его острое недовольство.
Чем же был мотивирован такой поступок?
В 1255 году умирает Батый, а годом позже на Русь возвращается зять Даниила Галицкого — князь Андрей Ярославич. Он мирится с ханом при посредстве Александра Невского и получает в княжение Суздаль. Если учесть, что основным триггером обращения Даниила Романовича к Риму было батыево-неврюево разорение Владимиро-Суздальской земли, то со смертью Батыя и по возвращении на Русь Андрея Ярославича Даниил Галицкий снова изменил векторы своей внешней политики. Даниил Галицкий выступал не столько против Орды, сколько против Батыя, и, когда угроза с востока минула, надобность в дружбе с Западом отпала.
Задолго до того, как родился Никколо Макъявелли, Даниил Галицкий поступил в полном соответствии с одним из его постулатов: «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».
Последний в списке заслуг, но не последний по значимости поступок Даниила Галицкого как политика и военачальника заключается в том, что во время похода ордынского темника Куремсы на Галицко-Волынское княжество в 1252-1254 годах золотоордынские войска потерпели поражение от южнорусских дружин.
Однако нельзя забывать и того факта, что сменивший Куремсу темник Бурундай смог выстроить свои отношения с Галичем гораздо лучше — в 1258 году Бурундай и брат Даниила Галицкого Василько совершили совместный поход на литовцев, а уже в 1259 году Бурундай разорил Галицко-Волынскую землю и юго-восток Польши. Под его давлением Даниил приказал срыть оборонительные сооружения Львова, Луцка и ряда других городов Галицко-Волынского княжества. Таким образом, Галицко-Волынская земля вернулась в зависимость от Золотой Орды.
В 1264 году Даниил Галицкий скончался в Холме, ставшем его резиденцией в последние годы жизни.
Даниил Галицкий в оценках историков
Классики русской историографии оценивали Даниила Романовича Галицкого как сильного правителя, изо всех сил прилагавшего усилия для спасения остатков древнерусской культуры и государственности на юго-западе Руси. Масштаб его деятельности не ставился под сомнения, так же, как и его русскость. Благодаря своей деятельности по защите Юго-Западной Руси от монголо-татар Даниил Галицкий занял своё место на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде рядом с прочими выдающимися государями Руси.
Он считался сильным и мудрым правителей, который, лавируя между католическим Западом и ордынским Востоком, приложил немало усилий для сохранения своего княжества. В заслугу Даниилу Галицкому ставилось основание таких русских городов, как Львов и Холм.
Несмотря на то что к тому времени Львов превратился в немецко-польский Лемберг-Леополис и входил в состав Габсбургской монархии, Санкт-Петербург считал этот город русским. Начатая при Екатерине II политика под девизом «отторженная возвратих» была направлена на возвращение под власть Романовых всех земель, где когда-либо правили Рюриковичи. Поэтому-то в 1914 году, заняв Львов, царские власти провозгласили создание Галицийского генерал-губернаторства в составе Российской империи. Казалось, последний древнерусский город навсегда вернулся в Россию.
В советские времена стараниями главного красного историка профессора Покровского вся история дореволюционной России была провозглашена эпохой «невиданных угнетений» и «союза шапки Мономаха с зарубежным капиталом», а будущий академик АН СССР Милица Нечкина в статье для малой советской энциклопедии писала, что «термин «русская история» есть контрреволюционный термин одного издания с трёхцветным флагом».
В этих условиях Даниил Галицкий встал в один ряд с множеством «феодальных князьков», которые «грабили Русь, проводили реакционную политику и угнетали крестьян». Всё переменилось с Великой Отечественной войной.
Первым доброе слово о князе замолвил писатель Алексей Кузьмич Югов. В своём очерке «Даниил Галицкий», вышедшем в 1944 г., он прямо сравнивал его с Александром Невским и ставил в заслугу борьбу Галицкого княжества с венграми и немцами.
Советская власть старалась создать общую историко-культурную идентичность для недавно присоединённой к Украинской ССР Галиции. Традиция данной идентичности сохранялась до распада СССР. Здесь показателен фильм 1987 года «Даниил — князь Галицкий», лейтмотивом которого является борьба против татаро-монголов. Мудрый правитель Даниил не только объединяет вокруг себя венгров, поляков, немцев и литовцев, но и срывает боярский антикняжеский заговор. Бояре боятся конфликта с Золотой Ордой, хотят с ней дружить и не хотят воевать против иноземных захватчиков.
Примечательно, что режиссёром и сценаристом фильма были братья Олесь и Ярослав Лупии, уроженцы Львовской области, семья которых была сослана за поддержку ОУН и УПА. Возможно, именно благодаря этому факту в биографии, кроме стереотипных фраз про борьбу за русскую землю, в самом фильме слышны реплики вроде «Львов — младший брат Киева».
И тут мы подходим к тому, как Даниил Галицкий оценивается украинскими историками.
Как известно, отец украинской исторической науки, профессор Михаил Грушевский, был автором концепции «Украины-Руси», согласно которой территории нынешней Украины всегда развивались отдельно от России в силу существенной разницы между двумя народами.
В рамках этой идеи Даниил Галицкий становился первым украинским правителем, который открыто выступил с идеей объединения юго-западных русских земель вокруг Галича и Киева в противовес общерусскому развитию. Коронация же Даниила Галицкого объясняется тем, что он, как настоящий украинец, сделал выбор в пользу Запада и решил идти европейским шляхом к светлому будущему.
Проблема лишь в том, что во времена Даниила Галицкого существовала очень чёткая и устойчивая общерусская идентичность, базировавшаяся на единстве православной религии и языка. Как отмечает современный российский исследователь Игорь Данилевский, разделение Древней Руси на княжества не воспринималось как разделение на отдельные государства. Территория всех древнерусских княжеств воспринималась их обитателями как одна «роуська земля», поделённая между потомками Рюрика. По этой причине Даниил Галицкий не мог воспринимать себя отдельно от остальной Руси, как и остальные земли Древней Руси не считали Галич чем-то отдельным. Речь шла о по-настоящему едином Русском мире, который пал под ударами кочевников с востока и сталкивался с перманентной угрозой с Запада.
Примечательно, что вплоть до начала ХХ века в польском языке вместо слова «ukraincy» использовалось слово «ruskie» для обозначения православного населения Галичины.
***
Даниил Галицкий не был ни западником-украинцем, ни предателем общерусской идеи. Располагая ограниченными ресурсами, он делал то же, что и Александр Невский или любой другой князь, — лавировал между разными политическими силами, чтобы сохранить свою власть и землю. Его «русскость» наглядно демонстрирует факт брачного союза с Суздальским княжеством, которое, кстати, в летописях тех лет называлось Залесской Украиной. В древнерусском языке тех лет слово «оукраина» всего лишь обозначение окраины Древней Руси, а не отдельной страны.
Верность общей истории и культуре Даниил Галицкий доказал и тогда, когда, приняв из рук папского легата корону, не стал окатоличивать Руси. Просто Даниил Галицкий преследовал свои цели. Его титул Короля Русского наследовали потомки, а после присоединения Галичины к Польше этот титул перешёл к польским монархам.
Так что первый Король Русский был русским человеком, пусть и с приставкой «древне-». Ещё несколько столетий после его смерти никто не мог помыслить об отдельной от русской субъектности юго-западных русских земель. Всё изменилось с приходом нового времени, новых идей и новых веяний.