Притом что подобных контор (зарегистрированных за рубежом для выполнения украинских внутриполитических задач) вагон и маленькая тележка, и зачастую их исследования имеют мало общего с реальностью. Однако в данном случае, если не конкретным цифрам, то их порядку, как мне представляется, можно доверять.
Во-первых, никто не знает, когда состоятся выборы в Раду, а показатели основных игроков поменяются уже через месяц. То есть серьёзные подтасовки на данном этапе бессмысленны. Во-вторых, они бессмысленны ещё и потому, что сегодня никто не знает, о каком формате коалиции может идти речь, кто и с кем может договориться. В-третьих, результат исследования явно придётся не по душе всем главным действующим лицам украинской политики, поскольку не даёт никому из них очевидного преимущества. В-четвёртых, даже если в дальнейшем проводящая исследования структура хочет кому-то подыграть, на первом этапе, когда выборы ещё далеко и рейтинги имеют чисто познавательное значение, к соответствию цифр реальности относятся достаточно скрупулёзно, ибо на этом этапе надо зарабатывать репутацию, чтобы потом можно было зарабатывать деньги.
Поскольку опубликованные данные вызывают доверие, их можно использовать для оценки глубинных процессов, идущих в украинском обществе. Они тем более пригодны для этого, что авторы исследования явно не думали о возможности подобного использования их работы, поэтому опубликовали все данные, вплоть до самых малых величин, находящихся на грани статистической погрешности.
Практически все публикаторы данного исследования обратили внимание на две вещи:
— относительно небольшой по сравнению с президентским рейтингом Зеленского рейтинг его партии «Слуга народа», которая, хоть и лидирует с большим отрывом от ближайших преследователей, но набирает 27,9% голосов;
— относительно высокий (13,2%) рейтинг БПП, занимающего третью позицию, между «Оппозиционной платформой — За жизнь!» (15,8%) и «Батькивщиной» (12,4%).
Это, конечно, данные интересные, но вполне объяснимые, а главное, подверженные изменениям. Рейтинг «Слуги народа» вполне соответствует рейтингу Зеленского в первом туре. Проседание партии Тимошенко тоже естественно —после того как она проиграла президентские выборы, часть её бывших сторонников утратили веру в способность Юлии Владимировны вернуться в большую политику.
Но надо отметить, что результат её политической силы даёт Тимошенко шанс поучаствовать в торге вокруг коалиции. Причём к выборам рейтинг «Батькивщины» может существенно подрасти и практически сравняться с результатом «Оппозиционной платформы» Бойко/Медведчука/Рабиновича. Дело в том, что Порошенко, хоть и проиграл выборы, ещё остаётся президентом. Поэтому рейтинг его политической силы в значительной мере формируется той группой избирателей, которая всегда голосует за власть. Их в любом обществе 5-10%. То есть после инаугурации Зеленского БПП должен достаточно быстро потерять до 10% сторонников. Наверное, через месяц он ещё будет преодолевать 5%-ный барьер, но, чтобы и через полгода сохранить проходной результат, придётся хорошо постараться. Не уверен, что Порошенко и остатки его команды на это способны. Часть избирателей Порошенко должны уйти к Тимошенко, часть к Зеленскому. Для Тимошенко это будет чистый рост, а вот что касается «Слуги народа», то там переход части избирателей от Порошенко скорее всего просто замедлит процесс падения рейтинга под влиянием отхода от политической силы Зеленского разочарованных избирателей Юго-Востока. В течение первого месяца, может, двух рейтинг «Слуги народа» ещё может показывать умеренный рост, а дальше должна начаться стагнация и постепенное падение. Если к выборам партия Зеленского подойдёт с рейтингом 25-27%, то для неё это будет хорошо.
«Батькивщина», если оппоненты не допустят грубых ошибок, может подрасти процентов на 3-5, соответственно набирая 15,5-17,5%. Больше будет, если пропорошенковская политсила (БПП или «Солидарность») упадёт ниже проходного барьера. Тогда избиратель окончательно отвернётся от неё как от неперспективной, и «Батькивщина» может дорасти до 20% (скорее на пару процентов ниже и вряд ли выше).
«Оппозиционная платформа — За жизнь!» резервы практически исчерпала. Они могут рассчитывать на часть избирателей «Оппозиционного блока» (который с результатом 1,9% далёк от попадания в Раду), а также на часть от 3-4% разного рода псевдосоциалистических и пострегиональных партийных проектов, каждый из которых набирает от 0,4% до 0,8%. Очевидно, что для проекта Бойко/Медведчука/Рабиновича 20% тоже будут хорошим результатом, за который ещё надо побороться.
А вот дальше начинается самое интересное. Сразу за группой из четырёх партий, которые пока проходят 5%-ный барьер, расположились ещё четыре партии, находящиеся на грани прохождения либо в непосредственной близости от барьера. Это Радикальная партия Ляшко (4,9%), «Гражданская позиция» Гриценко (4,8%), «Сила и Честь» Смешко (4,2%) и «Свобода» Тягныбока (3,8%). Нетрудно заметить, что это силы, представляющие радикально-националистический электорат, либо близкие им по духу «патриоты» Украины, тоскующие по сильной руке («украинскому Пиночету», как презентует себя Гриценко). Только эти четыре политические силы на данном этапе объединяют 17,7% избирателей. Если они пройдут в Раду, а при минимально толковой кампании в этом нет никакой сложности, то их совокупный показатель должен быть не ниже 20% (5% — проходной барьер).
Есть ли у них резервы? Есть. Ниже в этом же списке находятся «Национальный корпус» Билецкого (1,4%), УКРОП Коломойского (0,9%), «Сраведливость» Наливайченко (0,8%), «Народный фронт» Яценюка/Авакова (0,8%). Кроме того, можно учесть и «Самопомощь» Садового (1,5%), которая опирается на близкий по взглядам электорат. Итого: чистыми национал-радикалы и сторонники «патриотической» диктатуры имеют в резерве (у непроходных партий) 5,4%. То есть даже на сегодня их совокупный ресурс составляет 23,1%. Это второй результат после «Слуги народа» (если Зеленскому ещё удастся удержать рейтинг партии на достаточном уровне).
При этом надо иметь в виду, что часть избирателей, уходящих от Порошенко и разочарованных в Зеленском, также будет примыкать к радикалам. Поэтому если мы скромно оценим их совокупный электоральный потенциал в 25%, то цифра вряд ли будет завышенной, скорее заниженной. Также надо обратить внимание, что «Национальный корпус» показывает практически такой же результат, как «Самопомощь», и почти в два раза лучший, чем «Народный фронт». Но проекты Садового и Яценюка на прошлых выборах пошли в парламент и показали неплохие результаты. Совокупными усилиями Аваков и Коломойский могут протолкнуть «Национальный корпус» в Раду следующего созыва. Регионалы в своё время затолкали в Раду «Свободу» Тягныбока, имевшую сравнимый рейтинг.
Проблема правых радикалов заключается в том, что, даже если 3-4 или пять их проектов пройдёт в парламент, это не значит, что они создадут некое подобие праворадикального межфракционного объединения. Но если на них будет оказано соответствующее давление спонсоров, то могут и объединиться, на время отложив противоречия и амбиции. Однако независимо от их способности согласованно действовать результат налицо — совокупные правые (это те, которые «фашизма на Украине нет, радикалы набирают смешной процент голосов») впервые легко берут 25% — больше, чем способны собрать совокупные силы Юго-Востока (20%). Причём надо иметь в виду, что правые радикалы есть не только в составе партий, которые однозначно выступают с позиций установления на Украине «патриотической» диктатуры. Их достаточно и в относительно умеренных «Батькивщине» и БПП. Они есть и среди сторонников Зеленского. В то же время сторонники «Оппозиционного блока» и «Оппозиционной платформы» настроены отнюдь не радикально. Как правило, это люди, исповедующие парламентские методы борьбы, стремящиеся к общеукраинскому компромиссу и не готовые противопоставлять силу насилию.
Так что следующий украинский парламент, когда бы он ни избирался и кто бы в него ни избрался, будет не менее право-радикальным, чем нынешний, но будет чётче структурирован, а сами правые силы будут значительно более управляемыми, что увеличит соблазн официальной коалиции с ними «умеренных» националистов. Плюс в любом случае при таком уровне общественной поддержки, с учётом методов работы правых радикалов исполнительная и законодательная власть будет ощущать растущее давление право-радикальной улицы.