86% жителей непризнанных республик ЛНР и ДНР изъявляют желание стать гражданами России. По данным МИД РФ, в 2016-2018 годах российское гражданство получили почти 270 тысяч украинцев. В 2016 году на миграционный учет поставлены 1,9 млн приезжих из Украины, в 2017-м — 1,8 млн граждан, в 2018-м — 1,76 млн. Количество официально проживающих в РФ украинцев за прошлый год немного просело по сравнению с предыдущими замерами. Но возросло число получивших вид на жительство.
Сразу после победы на президентских выборах на Украине Владимира Зеленского, продолжающего воинственную риторику своего предшественника в отношение жителей мятежного Донбасса, президент России Владимир Путин 24 апреля подписал указ об упрощенном порядке получения гражданства РФ для граждан в ЛДНР.
Украинское министерство иностранных дел оценило такой шаг, как «продолжение агрессии» по отношению к Украине.
Необходимо считаться
Руководитель информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков отметил, что МИД занимает пропагандистскую позицию. Ведь международное право не запрещает государствам предоставлять гражданство гражданам других государств. Более того, многие украинцы неофициально имеют румынские, венгерские паспорта, а также «карту поляка», по которой можно получить вид на жительство.
Поэтому, сказал Рудяков, это явление может расширить демографическую пропасть, в которой находится Украина. Ведь не только полякам и россиянам требуются рабочие руки извне как раз для устранения демографической проблемы, а еще и, например, Германии. Так, с 1 января 2020 года она упрощает процедуру трудоустройства для украинцев.
Однако, украинское правительство, которое должно было отвечать за демографическую ситуацию, отмахивается от проблем. К примеру, доклад Национальной академии наук Украины, который гласит: миграционные настроения в стране — это реальность, с которой необходимо считаться, одновременно минимизируя ее негативные последствия.
Экспортеры человеческого сырья из ЕС
Эксперт в этом контексте подметил, что в Польше уже второй год действует правительственная программа, рассчитанная на привлечение украинских рабочих. Для легально трудоустроенных заробитчан предусмотрено пенсионное обеспечение после пяти лет работы. Тогда как украинское государство не поощряет своих граждан получать пенсии дома.
«Поляки по этой программе планировали привлечь до пяти миллионов трудоспособных украинцев. Немцы собираются за это время получить до двух миллионов рабочих с Украины. По официальным подсчетам федерального правительства, Германия испытывает дефицит рабочей силы в 1,7 млн человек. Такой же дефицит и в России. По официальной статистике по 2018 году за последние пять лет там нет прироста населения», — сказал аналитик.
Дополняя коллегу, политический и экономический аналитик Андрей Вигиринский считает, что страны Европейского Союза рассматривают Украину исключительно, как экспортера товаров сельского хозяйства и работоспособных граждан.
«И международные наши союзники, и Совет безопасности ООН закрывают глаза на эту тенденцию со стороны стран, которые, как минимум, являются эталонами демократии», — подметил экономист.
Вместе с тем, он заметил, что и отечественное министерство иностранных дел демонстрирует политику двойных стандартов касательно реакции на запрещенное на Украине двойное гражданство. То есть, на раздачу европейских паспортов украинским гражданам оно реагирует вяло и особых мер не предпринимает. Но введение упрощенной процедуры выдачи российского гражданства жителям ЛДНР вызвало в МИДе молниеносную и негативную реакцию.
Людям плохо
В этой связи Рудяков подметил, что кроме желания самих граждан в неподконтрольной Украине части Донбасса получить гражданство России, есть еще мощная и сложная российская бюрократическая машина, которая работает далеко не так, как это показано в сопровождающих указах.
И чтобы снизить общий накал и миграцию в РФ, Рудяков уверен, что Украина должна перестать дразнить Россию «риторикой, которой отличался Порошенко». То есть — русофобской риторикой. Эксперт надеется, что новые люди, которые придут на посты в госаппарат вместе с новым главой государства Владимиром Зеленским, эту риторику «приведут в соответствие с нашими возможностями». Но эти возможности, констатирует политолог, у Киева сокращаются с каждым месяцем.
«Людям на Донбассе плохо. Они не знают, что делать. Представьте, моему поколению сказать: «Подождите еще пять лет, может, будет лучше»? А через пять лет может, уже место в колумбарии нужно будет занимать. Мы должны людям доказать, что у нас будет лучше, а мы Путину мстим», — удивляется недальновидности украинских властей Рудяков.
Киев шум поднимать не будет
Такое внезапное событие, как упрощенное предоставление гражданства РФ, меняет расклад в переговорах по урегулированию конфликта на Донбассе.
Например, Павел Рудяков уверен, что чем быстрее Германия и Франция выступят с инициативой пересмотра Минских соглашений, тем лучше будет для всех участников «Минска». Хотя, наличие двойного гражданства (украинского и российского) — это отягчающий фактор для Киева, который должен был давным-давно приготовиться к такому повороту. Но внешняя разведка «прохлопала» этот момент, а власть не призвала украинцев в ЛДНР погодить принимать российское предложение.
Политолог Андрей Вигиринский по поводу Минского договора говорит, что указ Путина не мог разрушить то, что и так не работало. Тем не менее, международное сообщество не нашло другого формата решения вооруженного конфликта на Востоке Украине. А раз так, то, уверен аналитик, оно закроет глаза на выдачу украинцам российских паспортов и в дальнейшем будет настаивать на переговорах в рамках Минского процесса.
«Просто потому, что это очень удобная позиция, не предусматривающая никаких конструктивных действий», — уверен Андрей Вигиринский.
А касательно возможных санкций за этот указ Владимира Путина, тогда, подчеркивает политэксперт, такие же санкции следует накладывать на Венгрию и Румынию, которые, в том числе и подпольно, снабжают украинцев своим гражданством. И это станет еще одной проблемой Киева, поэтому украинская власть такой вопрос поднимать не будет.