Ахметов купил еще два облэнерго
Антимонопольный комитет на заседании 25 апреля дал разрешение компании ООО «ДТЭК Нефтегаз» на приобретение у группы российских бизнесменов VS Energy акций «Киевоблэнерго» и «Одессаоблэнерго» в размере, обеспечивающем контроль более 50% в обоих предприятиях. Голосование за это решение было раздельным — большинством от присутствующих на заседании членов АМКУ.
Этим приобретением группа Рината Ахметова существенно превысила порог 35% на рынке поставок электроэнергии, что является структурным признаком монополии на рынке.
Накануне голосования бывший член НКРЭКУ Андрей Герус, который в команде Владимира Зеленского занимается антимонопольной тематикой, письменно сообщил госуполномоченным АМКУ, что де-факто оператор сетей (облэнерго) получит решающее влияние на хозяйственную деятельность соответствующих поставщиков электроэнергии в регионах, созданных на базе энергосбытовых подразделений облэнерго.
В свою очередь, нардеп Виктория Войцицька (фракция «Самопомич») публично обратилась в Совет национальной безопасности Украины рассмотреть ситуацию с «энергетической гипермонополией Ахметова».
Сейчас группа Рината Ахметова контролирует более 80% тепловой энергогенерации, более 80% добычи энергетического угля, Бурштынский энергоостров, через который может осуществляться, но не осуществляется импорт на Украину дешевой электроэнергии из Европы.
Вопрос концентрации облэнерго был вынесен на заседание АМКУ 18 апреля, за три дня до проигрыша Петра Порошенко на выборах президента. Тогда решение отложили на неделю.
Советник Владимира Зеленского и экс-глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявляет о необходимости перезагрузки Антимонопольного комитета и Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.
Ранее Антимонопольный комитет обнародовал мизерные обязательства, которые предложил взять на себя ООО «ДТЭК Нефтегаз» для получения разрешения на приобретение компаний «Одессаоблэнерго» и «Киевоблэнерго» у группы VS Energy.
По мнению старшего юриста юридической компании Arzinger Александра Дякулича, покупка естественных монополий не приводит к негативным последствиям для рынка. В эфире канала «112 Украина» он заявил, что смена владельца естественной монополии никак не влияет на конкуренцию на рынке.
Нацбанк Украины впервые за два года снизил учетную ставку
Правление Национального банка Украины приняло решение о снижении учетной ставки с 18% до 17,5% годовых с 26 апреля 2019 года. Учетная ставка находилась на уровне 18% с сентября 2018 года.
«Сейчас устойчивая тенденция к замедлению инфляции к цели 5% позволяет Национальному банку начать цикл снижения учетной ставки. Вместе с тем правление видит риски, реализация которых может этому помешать», — заявил на пресс-брифинге глава НБУ Яков Смолий.
В марте 2019 года потребительская инфляция продолжила замедляться — до 8,6% в годовом измерении. Базовая инфляция снизилась даже стремительнее, чем ожидалось ранее, — до 7,6%.
«Это свидетельствует о том, что фундаментальное инфляционное давление в начале года продолжило ослабляться. Начиная цикл понижения учетной ставки, правление НБУ отмечает, что дальнейшие шаги будут зависеть от реализации инфляционных рисков и улучшения инфляционных ожиданий», — добавил глава НБУ.
Изменение учетной ставки является важным сигналом для определения банками процентных ставок по вкладам и займам. Она влияет на стоимость кредитов, предоставляемых Нацбанком коммерческим банкам. Чем она выше, тем дороже обходятся банкам займы рефинансирования, тем дороже они предлагают собственные кредиты, тем меньше заемщиков оформляют ссуды.
Снижение кредитования физлиц приводит к тому, что уменьшается платежеспособный спрос на товары и услуги, которые часто покупаются в кредит. Соответственно производители и продавцы воздерживаются от наращивания производства и повышения цен из-за низкого спроса.
Политика таргетирования инфляции, которой придерживается Национальный банк Украины, — это меры, которые принимает государство, чтобы предотвратить сильную инфляцию и удержать контроль над уровнем цен в стране.
По мнению аналитиков, даже такое незначительное снижение учетной ставки станет главным событием апреля для финансовых рынков. Важно, что это произошло после двухлетней паузы. К учетной ставке привязана ставка по нацбанковским сертификатам.
И если НБУ будет платить по ним меньше, банки будут вынуждены активнее кредитовать бизнес. Кредиты постепенно будут становиться доступнее и популярнее. И бизнес начнет активнее обращаться за ними в банки, что делал нечасто в последнее время. Власти начнут экономить на обслуживании госдолга, поскольку доходность гривневых гособлигаций Минфина привязана к ставке НБУ.
На Украине уменьшился размер субсидий
Средний размер субсидии на оплату коммунальных услуг в марте 2019 года составил 660,4 грн (1608,7 руб.). Это на 37,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, однако значительно меньше, чем месяцем ранее: в феврале домохозяйство получало в среднем 998,6 грн (2432,5 руб.) помощи на оплату услуг ЖКХ. Об этом говорится в экспресс-выпуске Государственной службы статистики от 22 апреля.
Госстат также сообщает, что в стране на 31,2% увеличилось количество субсидиантов. Так, в январе-марте 2019 года за субсидиями на оплату ЖКУ обратились 640,5 тыс. домохозяйств, что на 2% больше, чем в январе-марте 2018 года. За это время назначены субсидии 747,6 тыс. домохозяйств. Аналитики отмечают, что суммарно в марте субсидии выплачивались 3,86 млн украинских семей. Это на 156 тысяч больше, чем в феврале.
Как подчеркивают аналитики, по официальным данным, в марте 2018 года субсидии получало 6,59 млн семей. То есть за год количество получателей сократилось на 41%.
Публичные заявления первых лиц страны полностью противоречат реальности и фактическим официальным цифрам, отмечают в ОО «Публичный аудит».
«С голубых экранов власти заявляют, что обеспечат субсидиями всех, кто в них нуждается, а на деле за последний год их численность сократилась почти вдвое. Еще более заметное урезание субсидий ожидается в этом году», — прогнозирует аналитик «Публичного аудита» Тарас Галайда.
По его словам, это связано с нынешним рекордно низким бюджетом на субсидии, а также с обязательствами перед МВФ уложиться в бюджетные рамки.