Пока что есть сигналы как за, так и против этой версии. Интересно то, что инициатива РПЦ отнюдь не подтверждена действиями России.
Религиозность
Владимир Зеленский старательно уклоняется от обсуждения церковной проблематики: «есть вещи, которые мы никогда не обсуждаем за столом нашей семьи. Так меня учил отец. Я их никогда ни с кем не обсуждаю. Вопрос религии — номер один. Мы никогда не обсуждаем вещи, которые раскалывают семьи и общество. Никогда этого не делаю. Но я верю в Бога».
С одной стороны, в общем можно понять кандидата и уже почти президента — сейчас на Украине даже если сказать, что ты атеист, последует вопрос — «какого патриархата?». Любой ответ будет использован против тебя.
С другой стороны, некоторые особенности ответа наводят на мысли, что Зеленский не совсем православный, а возможно, и не совсем христианин. Доказать это, разумеется, невозможно, но отказ от конкретики наводит именно на такие мысли, тем более что сам Владимир Александрович относится к поколению, которое советскую антирелигиозную пропаганду если и захватило, то не прочувствовало. Для него соотнесение себя с какой-то конфессией травматичным быть не должно…
Но раз скрывает и собирается скрывать в дальнейшем, значит, есть что скрывать, и эта тема может оттолкнуть от него избирателей.
Позитивный момент только один — если новый президент не хочет «светить» свою религиозную принадлежность, то он не будет оказывать прямого предпочтения какой-либо церкви. А учитывая строгое отношение к показной религиозности, то и не будет сновать по храмам разных конфессий в качестве «переходящего подсвечника», что уже само по себе является новым словом в истории отношений государства и церкви на Украине (этим грешил даже Виктор Янукович, имевший вроде бы вполне определённую конфессиональную принадлежность).
Ожидания
Собственно, именно из примерно такого понимания ситуации исходят церковные иерархи и обычные верующие, ожидающие от Зеленского прекращения давления на каноническую церковь.
Так, например, глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион говорил: «Если останется у власти Порошенко, можно ожидать продолжения гонений на миллионы православных верующих Украины. Этот человек оставил свой след в истории именно как гонитель Церкви. Если же выборы выиграет человек, который не имеет отношения к Церкви, который даже в одной из своих передач высмеивал томос, сравнивая его с термосом, можно надеяться на то, что гонения против Церкви будут прекращены и что в Украине будет восстановлено межконфессиональное согласие».
Политическая составляющая
Для Петра Порошенко тема томоса была чисто политической — как один из элементов его избирательной кампании. Причём нельзя сказать, что совершенно бесполезной, — получение томоса всё же дало толчок росту его рейтинга (мало кто верил в реальность этой авантюры). Соответственно, тема томоса была косвенно направлена и против Зеленского тоже, что не могло не быть замечено в его штабе.
При этом новая церковная организация активно включилась в избирательную кампанию Порошенко. Лидер ПЦУ, митрополит Епифаний, присутствовал на форуме по выдвижению действующего президента на второй срок, а до этого составлял ему компанию во время поездок в рамках «томос-тура». Множество рядовых (и не очень рядовых) священников активно агитировали за Порошенко и против Зеленского, причём высказывания некоторых из них в социальных сетях получили скандальную известность.
Активность ПЦУ объяснялась не только ролью Порошенко в её создании, но и опасениями, которые выразил экс-патриарх Филарет: «Украинская церковь Московского патриархата надеется, что он будет поддерживать её. И мы думаем, что будет поддерживать. Результат может быть таким, что объединение (захват общин УПЦ. — Ред.) или прекратится совсем, или будет очень медленным».
Пресс-служба ПЦУ позволила себе даже такое заявление: «Зеленский в случае его избрания полностью прекратит поддержку ПЦУ на государственном уровне, что позволит "УПЦ МП" отыграть свои позиции уже до конца этого года». На что митрополит Запорожский канонической УПЦ Лука отметил: «На воре и шапка горит — в ПЦУ показали свою зависимость от политической ситуации и тех, кто эту ситуацию разыграл».
Неоднозначные высказывания Зеленского
Надо отметить, что в ходе избирательной кампании и сразу после неё Владимир Зеленский делал заявления, которые можно трактовать как признак наличия симпатий к ПЦУ от отсутствия — к УПЦ.
Например, в новогоднюю ночь он играл в номере шоу «Вечерний квартал», где муж, обосновывая необходимость развода, заявляет, что «теперь получается, что все браки, заключенные ранее в церквях московского патриархата, считаются недействительными! (…) Рука Москвы нас венчала!».
Разумеется, это просто шутка, и касается она не УПЦ, а людей, оправдывающих свои неблаговидные делишки церковным расколом.
Советница Зеленского, Ирина Венедиктова, в ходе кампании заявила, что «для нашей самоидентичности получение томоса — самое важное. Поэтому это те вещи, на которые никто не то что посягать не будет, а будет поддерживать всеми возможностями, которые есть у государства».
Правда, Епифаний прокомментировал это заявление скептически: «к сожалению, не слышал из уст кандидата о том, что он поддерживает Православную церковь Украины. (…) Мы оцениваем реальные дела, которые были сделаны до сих пор и будут делаться в будущем».
В ходе дебатов с Порошенко Зеленский сказал, что получение томоса «это победа для Украины, но мне кажется, что это победа в первую очередь Филарета. Который боролся за украинскую Церковь еще до того, как вы (Петр Порошенко. — Ред.) стали президентом. Еще в те времена, когда вы были прихожанином Московского Патриархата».
В общем, Зеленский и его команда поддерживают создание ПЦУ (что, кстати, соответствует актуальному состоянию общественного мнения — в январе, по данным группы «Рейтинг», предоставление томоса поддерживали 51% граждан Украины). Однако пока неясно, на какие реальные шаги они готовы пойти.
Кризис власти и кризис ПЦУ
Победа в первом туре Владимира Зеленского сразу же привела к негативным для ПЦУ подвижкам.
Например, 5 апреля Окружной административный суд Киева постановил признать противоправными действия спикера Андрея Парубия в связи с принятием законопроекта о принудительном переименовании УПЦ, а 19 апреля Конституционный суд открыл производство по делу о переименовании религиозных организаций, чего добивалась УПЦ и часть народных депутатов.
Негативные для украинских раскольников процессы происходят и в мировом православии. Например, Иерусалимский Патриархат ужесточил проверку духовенства из Украины, поскольку беспокоится о том, чтобы в Пасхальной литургии в храме Гроба Господня приняли участие лишь «настоящие священники».
Надежды УПЦ
Наиболее вероятной политикой для Владимира Зеленского, по крайней мере, на раннем этапе, пока националисты считают его своим противником, будет мягкое отстранение государства от межконфессиональных конфликтов, подобно политике, которую проводили Леонид Кучма и Виктор Янукович.
При них, напомню, государство в равной степени признавало и УПЦ, и УПЦ КП, поддерживая и тех, и других. Тот же Янукович посещал даже службы в церквях раскольников (видимо, ему объяснили, что за этими церквями стоят миллионы верующих избирателей, которых нельзя игнорировать).
При этом захваты церквей при этих президентах были сравнительной редкостью, хотя совсем не исчезли (например, в марте 2002 года сторонники Киевского патриархата силой захватили храмы УПЦ в селах Егоровка и Болгарка Одесской области, а в сентябре 2010 года активисты «Свободы» напали на место строительства храма УПЦ в киевском парке «Юность»). Однако относительная редкость таких нападений по сравнению с началом 90-х была связана не с какой-то особой поддержкой канонической церкви со стороны власти, а с наведением относительного порядка в смысле криминогенной обстановки и отсутствием специальной поддержки УПЦ КП.
Само по себе возвращение к такой практике выглядит для УПЦ вполне приемлемым — основа у церкви здоровая, и само по себе отсутствие силового давления или возможность получать правовые решения судов для неё достаточны.
Риски для ПЦУ
На первый взгляд существованию ПЦУ ничего не угрожает — не исчезла ведь УПЦ КП после победы Кучмы и ухода с поста президента Кравчука, который был одним из инициаторов её создания.
Собственно, результатом возвращения к политике Кучмы будет прекращение расширения ПЦУ и даже некоторый откат в плане количества приходов и верующих. Это неприятно, но не смертельно для структур, фактически существующих с начала 90-х годов.
Но там есть две сложности.
Во-первых, пресловутый томос был выдан ПЦУ под определённые условия, в частности — передачи ряда церквей Константинопольскому Патриархату. Если ПЦУ не сможет их передать, то томос может быть отозван.
Между тем, в числе затребованных Фанаром объектов — две из трёх лавр, которые сначала надо захватить и выселить оттуда священников и монахов УПЦ, а также церкви в Крыму, который, конечно, украинский, но не совсем. В первом случае ПЦУ без жёсткой поддержки со стороны государства ничего сделать не сможет, а во втором не сможет даже и с поддержкой государства.
В общем, нейтралитет государства может закончиться потерей томоса, а попытка удержать томос — конфликтами (напомним, что в прошлом году принятие закона, облегчающего захваты церквей, было заблокировано руководством МВД, сославшимся на невозможность обеспечить общественный порядок).
Во-вторых, как только Порошенко отвлёкся на избирательную кампанию, в искусственно созданном «кадавре» ПЦУ начались центробежные процессы. Сейчас церковь на грани раскола и появления на её основе аж трёх структур: ПЦУ митрополита Епифания, УПЦ КП патриарха Филарета и УАПЦ митрополита Макария. Собственно, как всегда на Украине, где объединение двух партий приводит к появлению еще одной — третьей…
Как представляется, без прямого вмешательства государства сохранить целостность ПЦУ будет очень трудно, да и само это вмешательство не факт, что даст эффект, — всё же Порошенко был глубоко интегрирован в эту тему и знал, кого чем прельстить, а кого чем запугать. Зеленский же просто не в теме.
В заключение
Мы с самого начала писали, что создание ПЦУ — инициатива не Порошенко и не Варфоломея. Без «Вашингтонского обкома» тут не обошлось, а его цели наверняка не сводились к организации ещё одной полулегитимной автокефалии.
Скорее всего, целью США было ослабление российского влияния через провоцирование конфликта в православии. Эту роль ПЦУ до конца ещё не сыграла, и мы можем только догадываться, каковы реальные планы американцев.