Скорее всего, основные кандидаты использовали уже всё, что значилось в их планах до последней недели перед голосованием и до второго тура.
Гора родила поролоновую свинку
Акции националистов на выходных вызвали обеспокоенность даже у посольства США, которое предостерегло граждан своей страны от посещения центра Киева. «Национальный корпус» действительно смог собрать на удивление много народу (численность манифестантов оценивается примерно в 10 тыс. человек), но всё прошло мирно. Полицию на Банковой закидывали не «коктейлями Молотова», а поролоновыми свинками.
Собственно, тут всё ясно — националисты действовали в соответствии с пожеланием заказчика (очевидно, Арсена Авакова): продемонстрировать массовость и организованность, но не допускать инцидентов.
Посольству США было продемонстрировано, что всё находится под контролем и акции протеста не перерастают во что-то большее.
Порошенко показали, что его ждёт в случае слишком наглых фальсификаций. Правда, не вполне понятно, дошла ли эта информация до Порошенко и какие фальсификации считать чрезмерными?
Впрочем, тур по областям националисты президенту сорвали.
Санкционная кампания
Продолжается введение новых санкций против России.
15 марта ЕС ввёл санкции против восьми физических лиц в связи с инцидентом в Керченском проливе. Среди них, в частности, глава пограничного управления ФСБ по Крыму и Севастополю и командующий Южного военного округа.
20 марта свои санкции против 294 компаний и 848 человек ввела Украина. Речь идёт о людях и организациях, которые участвовали в строительстве моста через Керченский пролив; о тех, кто причастен к «вооруженному нападению и захвату украинских военных катеров»; кто организовывал и способствовал проведению выборов в Крыму, Донецкой и Луганской областях; посещал Крым; распространял книги «антиукраинского содержания»; незаконно получил и использует музейные экспонаты.
Разумеется, большого ущерба России санкции не наносят, но и задача у них другая.
Во-первых, благодаря санкциям усложняются отношения между Украиной и Россией, обрываются традиционные связи. В частности, под санкции подпадают весьма популярные российские издательства («ЭКСМО», «АСТ», «Яуза», «Питер» и др.), а значит, и вся их печатная продукция.
Во-вторых, санкции так или иначе ущерб России наносят и постепенно действуют, вызывая недовольство влиятельных слоёв населения страны. В случае возникновения внутриполитического кризиса (а он вполне вероятен в момент транзита власти) вопрос санкций может сыграть свою роль.
Проблемы Порошенко
Мало того что избирательная кампания Порошенко развивается достаточно сложно (на прошлой неделе опять были инциденты с избирателями), так и продолжается развал его команды.
На минувшей неделе заявил, что не будет идти на выборы с «БПП», мэр Киева Виталий Кличко (в 2014 году — лидер президентского списка), а Юрий Луценко фактически обвинил в потворстве коррупции посла США, что вполне можно счесть идеологической диверсией — попыткой усложнить отношения президента Порошенко с Госдепом США.
Самое странное в этом то, что президент по-прежнему имеет значительные шансы на избрание, так что бежать от него вроде бы не так уж нужно, несмотря на всю сложность ситуации.
Скорее всего, дело тут в том, что украинские политики отдают себе отчёт — даже выиграв выборы, Порошенко уже не будет иметь таких возможностей, какие у него были ранее. Причём, вполне вероятно, что США будут добиваться изменения конституционной системы в сторону ослабления полномочий президента. Так что особенно опасаться Авакову, Кличко и другим нечего.
Миф Зеленского пошатнулся
Владимир Зеленский сделал заявления относительно своих кадровых предпочтений — выразил симпатию Ульяне Супрун, а на встрече с бизнес-ассоциациями присутствовали люди, имеющие имидж агентов Запада: экс-глава Министерства финансов Украины Александр Данилюк, бывший министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус, народный депутат Сергей Лещенко. Все эти фигуры внутри страны довольно токсичны (хуже чем, к Супрун, украинцы относятся, кажется, только к Порошенко).
Судя по всему, Зеленский, таким образом, либо сам демонстрирует приверженность Западу, либо выполняет кадровые пожелания Запада.
На голосовании же за него это всё вряд ли отразится: главная мотивация его избирателей — проголосовать против Порошенко и других представителей нынешнего политического класса. Только эта мотивация недостаточна для того, чтобы прийти на выборы…
Социологические войны
Данные серьёзных социологических служб демонстрируют стабильность расстановки политических сил.
Например, по данным службы «Рейтинг», лидирует Владимир Зеленский с 24,9% голосов активных избирателей; на втором месте — Юлия Тимошенко с 18,8%; третье место за Петром Порошенко с 17,4%. Дальше идут Юрий Бойко (10,2%), Анатолий Гриценко (9,4%), Олег Ляшко (5,8%) и Александр Вилкул (3,5%).
Рейтинги кандидатов стабильны, «свинарчукгейт» не нанёс явного ущерба Порошенко (правда, мы и предполагали, что он, скорее, отрежет от него потенциальных избирателей, чем снизит наличный рейтинг). Некоторая тенденция к росту наметилась только у Вилкула — за счёт объединения с Мураевым.
В то же время делаются попытки вброса откровенно фальшивых данных.
Например, 15 марта Сергей Соболев опубликовал результаты опроса 2,5 миллиона украинцев, проведенного агитаторами «Батькивщины». Лидирует, понятно, Юлия Тимошенко с результатом в 31%. Далее следуют Владимир Зеленский — 21% и Петр Порошенко — 16%.
Неоднократные эксперименты показывают, что попытки использовать агитаторов для социологических исследований дают всегда один и тот же результат — по данным их опросов, лидером всегда оказывается тот кандидат, на которого они работают.
21 марта были опубликованы результаты опроса, проведённого фондом «Украинская политика», уже заслужившим славу фейкомёта. По их результатам, за Зеленского собираются голосовать 18,9% активных избирателей, за Тимошенко — 17,2%, а за Порошенко — 15,9%.
22 марта появились уж совсем удивительные данные Агентства общественно-политических исследований и коммуникативных стратегий, по которым у Зеленского 23,7%, у Тимошенко — 13,8%, а вот на третьем месте внезапно оказывается Юрий Бойко с 12,3% (у Порошенко — 11,9%). Нечто подобное ранее демонстрировал центр «София».
Интересно, что, по данным «Украинской политики», Бойко имеет всего 7,9% — меньше, чем у Вилкула (правда, абсурдные данные в паре Вилкул-Бойко — отличительная особенность этой структуры).
В общем, социология тоже превратилась в инструмент политической рекламы. Впрочем, следует отметить, что реальные проценты голосования за Зеленского будут, пожалуй, ближе к результатам «Украинской политики». Намерения у избирателей самые серьёзные, но с их реализацией, скорее всего, не заладится.