Эта информация станет публичной. А также — и это главное! — реклама будет персонализироваться. С 18 марта на политической рекламе появится маркировка «Paid for by…» — кто заплатил за рекламу. Страницы, которые запускают рекламу, должны будут пройти процесс идентификации.
Чтобы подтвердить свою личность, нужно загрузить соответствующие документы (паспорт или его нотариальная копия), которые Facebook проверит в течение 48 часов. Также нужно пройти двухфакторную идентификацию. При этом для размещения политической рекламы, например, в украинском сегменте интернета, автор должен быть гражданином Украины и подтвердить это документально.
Социальная сеть также создала библиотеку политической рекламы. Реклама будет храниться 7 лет. В течение этого времени можно будет просмотреть всю политическую рекламу, узнать, кто её заказывал, оплачивал, какие были настройки таргетинга (аудитория, локация, интересы и так далее), посчитать, сколько денег было потрачено на рекламу.
Аналогичные правила размещения политической рекламы уже действуют в Бразилии, США, Великобритании и Индии.
Ужесточения по контролю контента и рекламы в социальной сети — это результат серии скандалов, которые сопровождали Facebook. Прежде всего они были связаны с выборами президента США и якобы вмешательства России в этот процесс.
Сначала Facebook оказался в центре скандала после публикации The New York Times, из которой стало известно, что британская аналитическая компания Cambridge Analytica, сотрудничавшая со штабом Дональда Трампа, собрала данные 87 миллионов пользователей для анализа политических предпочтений избирателей.
Потом, уже в 2018 году, основатель компании Марк Цукерберг докладывал в Сенате США о роли Facebook во вмешательстве России в избирательный процесс Америки.
Тогда Цукерберг заявил, что в социальной сети идет «гонка вооружений» и методы распространения политической дезинформации будут только совершенствоваться.
«Это гонка вооружений. Они будут продолжать совершенствоваться в этом. И мы должны инвестировать в то, чтобы также становиться лучше», — сказал глава Facebook.
Роль социальных сетей в избирательном процессе, на Украине в том числе, очевидно, возросла. Пользователи научились ловко манипулировать информацией в сети, возникли целые армии ботов, которые работают на создание нужного общественного фона.
Например, вся кампания кандидата-шоумена Владимира Зеленского построена на взаимодействии с избирателем через социальные сети. Зеленского практически нет в эфирах телеканалов, но он занимает первую строчку в политрейтингах.
Агитирующие за Порошенко упрекают Зеленского, что тот прячется, не говорит со своим избирателем, не выходит на публику. Но Зеленский держит контакт со своими избирателями в социальных сетях.
Однако нынешняя предвыборная кампания выявила и слабые стороны социальных сетей. Чем популярнее кандидат, тем чаще его аккаунты уходят в «бан».
В украинском сегменте Facebook промышляет целая армия «стукачей», которые пишут жалобы на политических конкурентов, оппозиционных журналистов, общественных лидеров.
В целом же новые правила в Facebook, очевидно, приведут к новому витку передела рынка социальных каналов. А пока избирательным штабам, которые уже готовят парламентские выборы на Украине осенью 2019 года, следует учесть новые правила политической рекламы в соцсетях и готовиться к прозрачной финансовой отчетности.