Самый высокий антирейтинг у нынешнего президента Порошенко — за него ни в коем случае не желают голосовать 40% респондентов. Около четверти опрошенных еще не определились с выбором.
Уже не хотят голосовать
Интересна мотивация респондентов, выбирающих того или иного кандидата, а также распределение симпатий в разных социальных группах.
Среди тех, кто не определился с выбором или не желает голосовать вообще, преобладают самые бедные слои населения. Это говорит в первую очередь о том, что в этой категории населения уже достаточно распространены пессимистические настроения. Многие из обедневших не только разочарованы результатами правления Порошенко, но и не ожидают положительных изменений после президентских выборов.
Примечательно, что среди неопределившихся и бедных много украинцев, которые раньше активно участвовали в выборах, — женщин старшего и среднего возраста, проживающих в центре и на западе Украины. Это категория населения, которую действующий президент Порошенко пытается подкупить, подняв пенсии и социальные выплаты как раз накануне выборов.
Тем не менее, этот ход может и не сработать, так как многие пожилые избиратели прекрасно сознают, что повышение пенсий специально отложили до марта.
Кто за Порошенко…
Среди поддерживающих действующего президента, по данным нового опроса, преобладают управленцы всех категорий, состоятельные украинцы и представители силовых структур. Вполне естественно, что те, кому удалось «присосаться» к бюджету при нынешнем главе государства, хотели бы продлить его правление.
Что же касается поддержки со стороны богатых украинцев или тех, кому удалось при Порошенко улучшить свое положение, то таковых в самой бедной стране Европы в принципе немного. Эта социальная база узка и тает на глазах, вызывая все новые распри между «победителями Майдана».
Согласно данным «Рейтинга», лишь 10% опрошенных считают, что за последний год экономическое положение на Украине улучшилось. На этом и исчерпывается, по сути, социальная база Порошенко.
«Президента поддерживают те, кто получил выгоду от перемен в последние годы. Они выиграли от того, что произошло», — заявляет политолог Владимир Фесенко, комментируя результаты опроса.
Аналогичную картину показали год назад результаты опроса КМИС: Порошенко и Зеленский были лидерами симпатий украинцев с самым высоким уровнем дохода.
Кто за Зеленского
Что касается Владимира Зеленского, его поддерживают как относительно состоятельные мелкие предприниматели, так и часть бедных слоев населения в городах, малообеспеченные люди, еще не утратившие надежду как-то улучшить свое положение (хотя последние — в меньшей степени).
На «кандидата Зе» ориентируется и так называемый «молодой средний класс». Преимущественно это молодые городские избиратели со средним или высоким уровнем дохода. Зеленского склонны поддерживать и мелкие предприниматели, бизнес которых нередко «отжимают» конкуренты из пропрезидентского лагеря.
Зеленский — лидер симпатий тех граждан Украины, которые только недавно получили право голоса и впервые будут избирать президента.
Именно поэтому избирательный штаб Зеленского сделал ставку на продвижение в Интернете, а не на встречи с избирателями. Однако сторонники Зеленского — это категория избирателей, которая если и отвечает на вопросы социологов, тем не менее может просто не пойти на избирательный участок.
Кто за Тимошенко и Ляшко
Бедные слои населения в сельской местности, определившиеся с выбором, склонны поддерживать и Юлию Тимошенко.
Можно сказать, что сработала её ставка на обещание снизить цены на газ, за что сторонники Порошенко и Гриценко нередко обвиняют её в популизме. Надежды этой категории избирателей, скорее всего, не оправдаются, так как поднять цены на газ требовали международные кредиторы Украины и в первую очередь МВФ.
Вряд ли стоит надеяться, что Тимошенко будет готова пойти на конфликт с этими финансовыми структурами, а следовательно и со странами Запада.
Основным конкурентом Юлии Тимошенко в борьбе за беднейших избирателей в сельской местности является Олег Ляшко. Он тоже щедр на социальные обещания: снизить цену на газ и поднять зарплаты до европейского уровня. Его избиратели — это, как правило, пожилые женщины из сёл Центральной Украины.
«Ляшко в селах Центральной Украины, в маленьких городках "выел" нишу Юлии Тимошенко. Сейчас она борется, используя социалистические лозунги — и за счет этого потеряла шансы расширить свою электоральную базу. Она снова делает ставку на своих избирателей в селах», — утверждает политолог Владимир Цибулько.
В городах востока Украины бедные слои населения являются основной электоральной базой и Юрия Бойко. Однако именно здесь наиболее велик процент тех, кто вообще не намерен голосовать.
Люди хотят выйти из нищеты
Основной мотивацией определившихся избирателей является желание перемен и в первую очередь положительных изменений своего материального положения. За последние пять лет на Украине произошло массовое обнищание населения, что стимулировало и массовый выезд миллионов украинцев на заработки.
Для большинства украинских избирателей именно экономические вопросы наиболее важны. Кризис неплатежей за коммунальные услуги, рост задолженностей и рост цен вытесняют на задний план вопросы о языке и церкви.
Тем не менее, у малоимущих слоёв населения нет единства. В селах Центральной Украины они являются сторонниками Тимошенко и Ляшко, в городах Восточной Украины — избирателями Бойко, Вилкула и Зеленского. Многие из них вообще разуверились в демократических процедурах и голосовать не будут. Такая распыленность существенно увеличивает шансы действующего президента удержаться на посту.