«…сообщаем, что проведение мероприятий на государственном уровне по чествованию памяти жертв «Лембергского погрома» во Львове 30 июня — 2 июля 1941 года в плане работы Министерства на 2019 год не предусмотрено», — дословно сказано в ответе.
Правда, там уточняется, что с целью чествования памяти невинно убитых соответствующие просветительские мероприятия все же будут проводиться заведениями культуры совместно с общественностью. Но не на государственном уровне. Чтобы совсем уж не упасть лицом в грязь перед заграницей, в Минкультуры заявили, что расценивают Холокост «как страшное и нечеловеческое явление периода 1933-1945 годов, которое привело к уничтожению трети еврейского населения и неисчислимого количества представителей других нацменьшинств и лишило жизни 1,5 млн человек». В ответе даже упомянули первые погромы, инициированные нацистами («Акции зачисток») на территории оккупированной Галичины, и их жертвы — 6 тысяч во Львове и 610 тысяч евреев в лагерях Тернополя, Дрогобыча, Борислава, Сколе, Стрыя, а также массовые уничтожения еврейского населения в Бабьем Яру, Богдановке, Дрогобыцком Яру, Дальнике и урочище Сосенки.
Совсем уж проигнорировать годовщину погрома невозможно, ведь у агентства имеется и англоязычная версия. Однако о тех, кто устраивал эти акции, министерство решило промолчать, как и трусливо не упомянуло о том, что наверняка будут официально отмечать во Львове 30 июня.
А будут там праздновать годовщину «Акту відновлення Української Держави», который приняли тогда во Львове активисты Организации украинских националистов (ОУН*). В то же самое время за стенами зала, где принимался этот документ, проходил еврейский погром. Так начинался Холокост.
Разумеется, в этот день об акте не просто будут говорить (во Львове дату отмечают каждый год), а о погроме постараются промолчать или, если уж совсем припекут упреками западные коллеги, попытаются списать его на немцев и поляков. Прославляя сторонников Бандеры, попытавшихся заполнить собой вакуум между ушедшими советскими властями и еще не вполне вошедшими немецкими, украинствующая общественность не будет цитировать сам этот акт. А я процитирую, не поленюсь:
«Вновь создающееся украинское государство будет тесно взаимодействовать с национал-социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего вождя Адольфа ГИТЛЕРА создает новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации. Украинская национальная революционная армия, которая создается на украинской земле, будет бороться дальше совместно с СОЮЗНОЙ НЕМЕЦКОЙ АРМИЕЙ против московской оккупации за Суверенное соборное государство и новый порядок во всем мире. Да здравствует Суверенное соборное украинское государство! Да здравствует Организация украинских националистов, да здравствует руководитель Организации украинских националистов и украинского народа СТЕПАН БАНДЕРА! СЛАВА УКРАИНЕ!»
А еще эта самая общественность в этот день будет вспоминать автора этого самого акта Ярослава Стецько, дожившего до встречи с Дж. Бушем-старшим и умершего незадолго до распада СССР. Да, он некоторое время посидел в VIP-зоне концлагеря Заксенхаузен вместе со своим шефом Степаном Бандерой и не был осуждён после войны. И сидели они не за антинацизм, как соседи по зоне, а за самоуправство. Немцы не давали им разрешения ни на провозглашение акта, ни на первые погромы.
«Москва и жидовство — самые большие враги Украины, — утверждал Стецько в своей автобиографии, написанной для немецкого читателя. — Настаиваю на уничтожении жидов и целесообразности перенести на Украину немецких методов экстерминации еврейства, исключая их ассимиляцию».
Эта цитата очень наглядно показывает неразрывную связь между актом и погромом. А еще была листовка, развешанная по всему Львову сразу по уходу частей Красной армии и сочиненная главой местного бандеровского подполья Иваном Клымивым: «Знай! Москва, Польша, мадьяры, жиды — это враги твои! Убивай их!».
Причины погрома апологеты ОУН видят в расстреле узников львовских тюрем и массовой поддержке евреями советской власти. Да, такое убийство имело место, но НКВД не разбирало национальность «буржуазных элементов» и уничтожало всех подряд — и поляков, и евреев, и жителей окрестных сел, уличенных в принадлежности к «буржуазному элементу». Поддерживали ли евреи советскую власть? Скорей, им было приятно, что вместе с падением польской администрации в 1939 году ушел в прошлое и государственный антисемитизмЖертвой погрома, напомню, было аполитичное мирное население, в том числе старики и дети. В первые два дня погрома было убито от 2 до 6 тыс. евреев. Зверства погромщиков из ОУНовской милиции и сочувствовавшей ей молодежи подробно описаны в книге канадского исследователя Дж. П. Химки.
«Итак, двумя источниками добровольцев для милиции, созданной 30 июня 1941, были активисты ОУН, пришедшие во Львов из Кракова, и члены ОУН из Львова, расквартированные на холме Святого Георгия. Третьим источником были бывшие советские украинские милиционеры. Незначительная часть милиционеров Украинской Национальной милиции носила темно-синие мундиры — вероятно, полученные во время службы в советской милиции», — пишет он.
Апологеты ОУН, пытаясь «отмыть» своих «героев», забрасывают две версии.
Первая из них сваливает погром на поляков. Причем с самого дня погрома. Член мельниковского крыла ОУН направил руководству отчет, в котором говорилось: «Между уходом большевиков и приходом немцев поляки по своему усмотрению организовали еврейский погром, пожалуй, с целью засвидетельствовать польскость Львова».
Да, действительно, некоторые из них присоединились к погромщикам, но никакой самоорганизации польского большинства в тогдашнем Львове не существовало, а украинское меньшинство было организовано и активно. И именно оно под руководством ОУН осуществило погром.
Вторая версия является стандартной для всех восточноевропейских симпатиков коллаборационизма. Мол, «это всё немцы, а мы тут ни при чем».
Немцы своей пропагандой во многом спровоцировали погром, но сами в нем не участвовали.
«Ни в коем случае не нужно препятствовать попыткам самоочищающихся беспорядков антикоммунистических и антиеврейских кругов на только что захваченных территориях. Наоборот, надо провоцировать их, не оставляя следов, усиливать их в случае необходимости и направлять в правильное русло, но таким образом, что местные «группы самообороны» не смогли позже передать предоставленные им приказы или политические обещания», — говорил шеф главного управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих за день до Львовского погрома.
Немцы фотографировали погром и с радостью публиковали сообщения из Львова в своей прессе. Однако известны случаи, когда солдаты и офицеры Вермахта пытались спасать евреев от озверевшей толпы, орущей на галицком диалекте.
Не немцы, хотя и по их инициативе, составляли списки евреев и польских профессоров. В этом деле немцам с энтузиазмом помогали украинские студенты львовских вузов, члены ОУН, которые бежали в Краков в 1939-м после входа во Львов советских войск. Активное участие и в погромах, и в создании гетто они приняли лишь начиная с 3 июля, когда во Львов вошла айнзацкоманда С. Но и тогда далеко не одни они зверствовали. Следующий погром был посвящен памяти Петлюры. А это уж точно не персонаж арийской мифологии.
Да и не станет отмечать эту дату министерство, во главе которого стоит некий Нищук, сказавший в свое время следующее: «И эта ситуация, которая сложилась на востоке и юге страны, — это пропасть сознания. Более того, когда мы так много говорили о генетике на Запорожье, на Донбассе, на том… это же города завезены. Нет там никакой генетики. Это сознательно завезенные. Черкассы — знаменитый гетманский шевченков край, город Черкассы наполовину завезен. Почему? Потому что боялись этого Шевченковского духа. И так делали, это технология Советского Союза была».
А теперь сравним это с высказываниями Я. Стецько в изложении Ореста Мартыновича: «Стецько настаивал, что евреи были "кочевниками, шкурниками, материалистами, эгоистами", "народом без героики жизни, без величественной идеи, которая рвала бы к посвящению". Евреев интересовала только "личная нажива", они получали "наслаждение в успокоении низких инстинктов" и хотят "разложить героическую культуру народов-борцов"».
Украинцы, по словам Стецько, «первыми в Европе поняли разлагающую работу еврейства» и в результате отмежевались от евреев века назад, таким образом сохраняя «чистоту своей духовности и культуры».
Вот и ответ, почему возглавляемое Нищуком министерство не желает чтить память убитых теми, кого сам министр взял за образец.