Формально входя в состав Украины, Донецк отрабатывал целый пласт русской культуры. Особенно в тех ее проявлениях, которые касались внешней, образной стороны.
Музыкальная и физическая культура, спорт в регионе вот уже шестьдесят лет как показывают не только Украине и России, но и, без сомнения, всему миру, в первую очередь Европе, пример того, как количество (людей, ресурсов, финансов, народного творчества) переходит в качество, рождая феномен культурного представительства промышленного края на самых высоких национальных и международных уровнях.
Увы, в нынешнем Киеве, похоже, этого уже никто понимать не хочет и не может. А зря. Ведь вместе с Донбассом, который теперь не только экономически, но и культурно интегрируется в повседневную жизнь Российской Федерации, с Украины уходит громадный пласт культуры.
"Шахтёр", да не тот
Замечательный донецкий клуб, который на протяжении десятилетий служил примером бойцовского характера не только на футбольном поле, из-за войны, развязанной нациократическим режимом Порошенко, остался без дома. Сотни тысяч поклонников футбола лишились удовольствия посещать один из самых больших и современных стадионов Европы, донецкую "Донбасс-Арену", принимавшую Чемпионат Европы 2012 года, видевшую самые именитые клубы Европы.
По сути дела, "Шахтёра", как явления спортивной культуры народа, больше нет. Да, он по-прежнему чемпионствует в новой теперь уже Украине, но подобен самураю, лишившемуся сюзерена. Потому что бездомный футбольный клуб — это жалкое зрелище, сколь бы удачным ни был он в качестве бизнес-проекта. С прежним, донецким "Шахтером" Украина вырезала из своей жизни половину футбольной истории.
Артиллерийский террор — "Звездам шеста"
Еще один светлый праздник спорта, который Украина украла сама у себя и у всего мира — суперизвестный международный турнир "Звезды шеста", который проводился с февраля 1990 года, по традиции, в родном городе самого титулованного легкоатлета всех времен и народов, прыгуна с шестом Сергея Бубки. Иногда кажется, что об этом турнире слышали даже те, кто далек от спорта или плохо представляет себе, где находится Донецк.
Но и сам Донецк, Донбасс так вложился в этот турнир, собрал для него столько средств, что стало невозможным представить, как его можно провести в другом месте. Поэтому так горько и обидно было донецким людям, когда артиллерийский террор, накрывший шахтерскую столицу, и жестокая блокада со стороны украинских властей сделали невозможным дальнейшим проведение турнира в Донецке.
За его пределами Бубка попытался пару лет назад возродить турнир, выбрав для этого город Клермон-Ферран, родину французского шестовика Лавилленьи. Француз на последних донецких "Звездах шеста" побил, кстати, державшийся 23 года рекорд Сергея Бубки, прыгнув на 1 сантиметр выше донецкой знаменитости — на 6 метров 16 сантиметров. Так что, если турнир во Франции и родится, это будет уже не бубкинское дело, не донецкое, не наше. Что касается Украины, то она, похоже, не понимает, что потеряла самый представительный спортивный турнир всей своей нескладной новейшей истории.
Русский балет русского Донецка
Если руководитель (некогда ведущий артист) "Донбасс оперы" и создатель одной из современных школ русского балета Вадим Писарев и уступал в свое время известностью Сергею Бубке, то разве что самую малость. Только в силу специфики балета. Понятно, что спорт пользуется в массах большей популярностью. Но вот организованный и проводимый им международный ежегодный фестиваль "Звезды мирового балета" давно уже сделал для лучших танцоров и творческих коллективов Донецк просто "намоленным" местом.
Не приехать раз в год для многих артистов означало сделать шаг назад в своей карьере, своем развитии как артиста. Возможно, поэтому балетный фестиваль уцелел и в военно-политических баталиях, развернутых вокруг Донбасса, проводится, как и встарь. Правда, большинство артистов балета теперь приезжает из России, ну а где еще есть такой уровень этого вида искусства? В любом случае украинские балетоманы этого праздника теперь лишены. И надолго ли — Бог весть…
"ДоДж" из "нового Нью-Орлеана"
Усилиями украинских политиков и военных убит и старейший не только в России и на Украине, но и на всем бывшем советском пространстве джазовый фестиваль "ДоДж" ("Донецкий джаз"). Джаз в промышленный мегаполис принес в 1949 году один из музыкантов знаменитого джаз-банда Олега Лундстрема, трубач, который по возвращени коллектива из Шанхая каким-то образом заякорился в Сталино (так тогда назывался Донецк). А идею проводить сбор самых ярких джазменов подал в 1967 году Виктор Дубильер — горный инженер из Донецка и самый, пожалуй, известный джазовый филофонист в СССР и странах соцлагеря. Его увлечение джазом было столь сильным, что он смог пробить не только создание джаз-клуба, но и устроить фестиваль в родном городе. Было это, разумеется, под комсомольской "крышей", а называлось "Донбасс-100", ибо как раз очень вовремя подоспел 100-летний юбилей Донецка. В этом году "ДоДж"у исполнилось 50 лет, но снова-таки, по понятным причинам, проводить его в главном городе ДНР нельзя. Да и негде — "дом" фестиваля, знаменитый донецкий Дворец молодежи "Юность", был летом 2014-го так искалечен украинскими снарядами, что до сих пор его нельзя использовать по назначению.
За полвека "Донецкий Джаз" видел всех самых известных джазистов СССР, России и других национальных республик. На нем бывали и музыканты и исполнители из ближнего и дальнего зарубежья. Донецк еще при Союзе власти начали называть советским Нью-Орлеаном, намекая на роль, которую город угля, стали и миллиона роз сыграл в становлении джаза в коммунистической насквозь стране, где джаз, скажем прямо, не особо приветствовался властями.
Но Донецк есть Донецк, и уже первый джазовый фестиваль курировал лично один из секретарей горкома ЛКСМУ Петр Симоненко, большой ценитель этого музыкального направления. Он был хорошим, как тогда говорили, "орговиком", поэтому очень быстро выступать в Донецке стало престижно, получить приглашение выступить на донецкой сцене джазмены СССР и постсоветских республик почитали за честь. Никто и никогда не отказывался.
Конечно, все это в какой-то мере работало и на имидж страны, в которой находился город, где проводили "ДоДж". Жалеет ли об этом селянин с Волыни, или откуда он там был, лупивший из пушки по музыкальной гордости Донбасса? Едва ли. Жалеет ли об этом руководство страны Украины? Думается, тот же уровень восприятия жизни. Им бы про Бандеру бы что-нибудь, да про Шухевича. А все эти ваши донецкие заморочки с культурой и созданием образа культурного государства им до лампочки. У них — другие приоритеты и ценности в жизни.