«Ехали с левой стороны. В Великобритании? Нет! Нет! Это главная дорога в Мариуполь и первое, что заметила миссия высокого уровня ЕС по установлению фактов в море», — полушутя рассказал о нелегком пути европейцев к украинскому Азову пресс-атташе представительства Евросоюза на Украине Дэвид Стулик.
На обнародованном им видео заметно, что причиной такой езды стали ямы на украинской дороге, ведущей в Мариуполь из Запорожья.
А вот на другом конце страны украинцам было не до смеха.
«Сегодня пришлось ехать из Киева в Одессу на машине по «автобану». «Интерсити» в Одессу ездит в противофазе, самолёт по времени не подходил. Выезжал ночью. Что сказать… Плотнейший туман всю дорогу. Ни разделителя, ни обочины, знаков, разметки, освещения — ничего нет и не видно. Дорога — просто кошмар. Скорость местами 60 и меньше. Больше 100 не разгонялся. Такого количества машин, меняющих колеса, я не видел никогда. Десятки фур на обочине. Масса нелепых ДТП. В районе Жашкова и до Умани попадаются места, где пробивает подвеску внедорожника. Совет: если видите знак ограничения скорости «50», то лучше сбрасывайте ещё больше. Особенно «порадовал» участок примерно 340 км от Киева. Там внезапно как бы заканчивается асфальт на несколько сотен метров, растаял. Две с половиной из трех полос просто отсутствуют», — рассказывал о своем пути в Одессу украинский предприниматель Николай Чумак.
По его словам, водители грузовиков при виде такой дороги пытаются тормозить и часто сваливаются по наклону на обочину. При этом некоторые комментаторы к записи указывают, что такая же ситуация и на Западной Украине.
«Мда. Даже на новенькой супертрассе Киев-Чоп расслабляться нельзя — дырки начались», — отметила в комментарии к записи Чумака Инна Гадзынская.
Уже у себя на странице она пишет, что эта трасса «начала исчезать», как и другие дороги, в том числе во Львовской области.
При этом сам вопрос дорожного строительства на Украине был не только инфраструктурным, но и политическим.
Дороги как политика
Качество дорог — вопрос не только инфраструктурный, но и политический. Первый автобан в Германии, связавший Бонн и Кёльн, был открыт за год до прихода Адольфа Гитлера к власти — в 1932-м. Открывал его мэр Кёльна Конрад Аденауэр, однако автобаны долгое время будут ассоциироваться именно с Гитлером, развернувшим широкомасштабное строительство дорог по всей Германии. Сам вождь немецких нацистов полагал, что дороги — это один из признаков дееспособного государства. С ним был согласен воевавший с гитлеровцами американский генерал Дуайт Эйзенхауэр. Он изучил немецкие дороги в бытность главнокомандующим американскими войсками в Европе и осознал пользу хороших дорог для страны.
«Если мы хотим решить проблему загруженности дорог, то вся федеральная система хайвеев должна быть утверждена как единый проект с конкретной датой завершения. Тогда можно будет провести необходимое планирование и инженерную подготовку», — заявил Эйзенхауэр в 1954 году.
На Украине «дорожный вопрос» тоже относился к числу политических. После распада СССР когда-то лучшая в отношении дорожного покрытия советская республика начала «пасти задних». В 2003 году в стране попытались построить первый платный автобан. Именно тогда Верховная Рада приняла «Закон Украины «О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев — Одесса на участке от Жашкова до Знамянки». Длина этого участка составила 219 км, а стоимость работ оценили в 3,9 млрд грн, или около $731 млн по курсу тех времен. К работам привлекли неспециализированные украинские организации, железнодорожные войска, автостроителей из России, Турции, Белоруссии, Финляндии, Германии и Македонии. В 2004 году также получили кредит от Deutsche Bank AG в размере $480 млн. Однако уже в 2005 году, спустя год после открытия обновленной трассы, проект признали проблемным, заявив о злоупотреблениях при строительстве. Тем не менее, трасса Одесса-Киев стала лучшей в стране за исключением, пожалуй, отрезка дороги из Киева в аэропорт «Борисполь». К Евро-2012 эту дорогу, а также ряд других в очередной раз подновили.
А в 2015 году украинцы с новой силой начали жаловаться на плохие дороги, в том числе и в населенных пунктах, в частности — в столице Украины Киеве. Через год — в 2016 году сам премьер-министр Владимир Гройсман признал: в стране беда.
«Мы имеем 94-97% украинских дорог, которые находятся в ужасном состоянии. Десятки лет никто должного внимания этому не уделял. Это не только качественная дорога, по которой мы с вами ездим. Это наши логистические возможности, перемещение товаров, соединение государств», — заявил Гройсман.
Вопрос дорог снова стал политически актуальным. В сериале «Слуга народа» еще до того, как его создатель и исполнитель главной роли шоумен Владимир Зеленский решил выдвинуться в президенты, этот вопрос тоже обыгрывался.
В итоге на дорогах решил попиариться действующий президент Петр Порошенко и некоторые члены правительства.
Украинский автобан по-новому
В августе 2018 года, когда в разгар летней страды под Николаевым «поплыли» дороги, на место событий выехал президент Украины Петр Порошенко, который прибыл проконтролировать строительство участка Калиновка — Снегирёвка. Собравшимся местным жителям он пообещал: качество ремонта будут контролировать.
Уже через месяц — в конце сентября Порошенко принял участие в открытии дороги Харьков — Ахтырка. А в декабре в своем Twitter президент Украины сообщил, что 2018 год стал рекордным по ремонту дорог в стране.
«2018 год стал рекордным по количеству отремонтированных автодорог на Украине — благодаря началу работу Дорожного фонда удалось восстановить 3800 км дорог», — указал Порошенко.
2018-й рік став рекордним щодо кількості відремонтованих автодоріг в Україні – завдяки початку роботи Дорожнього фонду вдалося відновити 3800 км доріг.
— Петро Порошенко (@poroshenko) 30 декабря 2018 г.
До того ж, нам вдалося втілити кілька масштабних інфраструктурних проектів.#РікІнфраструктури pic.twitter.com/PmrCdT9CAt
Однако даже Порошенко с его любовью к пиару не удалось переплюнуть министра инфраструктуры Владимира Омеляна.
«Немецкая сторона рассматривает возможность выделения финансирования на автодорогу в Восточной Украине, вероятно, это будет путь Мариуполь — Запорожье. И он станет первым настоящим автобаном на Украине, построенным по всем требованиям ЕС», — заявил Омелян к конце сентября 2018 года.
По иронии судьбы именно этот участок дороги и стал «британским шоссе» во время визита европейских дипломатов.
Причина подобного положения дел проста: денег в казне нет.
«Объём ремонтов [дорог] прямо пропорционален объёму финансирования», — поясняет транспортный эксперт Александр Кава.
При этом «Укравтодор» в последнее время решает вопрос с привлечением кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. Более того, в «Укравтодоре» анонсировали новый масштабный проект по ремонту и строительству дорог.
«Мы постепенно выполняем все планы, предусмотренные стратегией развития отрасли на пять лет. Первый этап реализации проекта GO Highway будет завершен уже до конца 2020 года, что позволит обеспечить качественный проезд европейской дороги от Львова до Одессы. С 2020 года начинаем второй этап реконструкции нового строительства, в рамках которого запланировано строительство концессионной дороги Краковец — Львов», — заявил в конце января госагентства предприятия Славомир Новак.
Кроме того, около Львова планируют построить и окружную дорогу. Но пока Западную Украину готовятся засыпать деньгами, дороги на остальной Украине приходят в негодность.