В пятницу, 25 января, пресс-служба Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского сообщила о появлении аэродинамической модели перспективного тяжелого транспортного самолета «Слон».
«Спроектированная модель самолета состоит из фюзеляжа, крыла, мотогондол, вертикального и горизонтального оперения, обтекателя шасси. Ее отличительная особенность заключается в центральной секции фюзеляжа, выполняющей функцию силового сердечника. На этот главный узел крепятся остальные элементы конструкции. Такое решение сократит количество изготавливаемых деталей и упростит технологию сборки», — описывали в пресс-службе модель.
Как отмечается в сообщении, модель предназначена для проведения испытаний в трансзвуковой и дозвуковых аэродинамических трубах ЦАГИ и является универсальной: ее длину, диаметр фюзеляж, форму крыла и расположение его вдоль оси можно менять.
Ожидается, что первые экспериментальные исследования пройдут в августе-сентябре 2019 года. Для Украины новость из подмосковного Жуковского является важной. Ведь «Слон» призван заменить Ан-124-100 «Руслан», которому сегодня в той же российской армии попросту нет альтернативы. Достаточно сказать, что именно при помощи «Русланов» в октябре 2018 года в Сирию поставили зенитно-ракетные комплексы С-300. Другие самолеты с поставленной задачей попросту бы не справились.
Есть ли у «Слона» перспективы и каковы проблемы, с которыми может столкнуться данный проект, разбиралось издание Украина.ру.
Дело не ближайших лет
Первое, на что обратили внимание критики, это название проекта. В России со слоном ассоциируется не только весьма неповоротливое животное — достаточно вспомнить фразеологизм «слон в посудной лавке», но и ряд весьма негативных явлений. Так, аббревиатура СЛОН расшифровывается как Соловецкий лагерь особого назначения — печально известные «Соловки». Кроме того, эта аббревиатура полюбилась и уголовникам. У них она означает «Смерть легавым от ножа».
Но если бы претензии к новому проекту ограничивались лишь названием, это еще полбеды. В конце концов, ведь служит же российской армии верой и правдой самый большой в мире турбовинтовой самолет Ан-22 «Антей», созданный АНТК им Антонова еще во времена СССР и названный в честь великана Антея, утрачивавшего силы при отрыве от земли. При этом по своим показателям Ан-22 превосходил американский турбовинтовой транспортник Lockheed C-130 Hercules, названный в честь победившего Антея Геракла.
Проблема в другом. Содержание проекта, который впервые был представлен в 2017 году на Международном авиационно-космическом салоне, весьма туманно.
Известны лишь приблизительные характеристики самолета: грузоподъемность 150 т, дальность полета до 7 тыс. км, крейсерская скорость 850 км/ч, максимальная коммерческая нагрузка 180 т и практическая дальность полета при ней — 4,9 тыс. км.
Кто будет производить «Слонов», неизвестно. Более того, двигателей под новый самолет, призванный конкурировать с «Русланом» и Boeing 747-8F, пока не существует в природе. Как сообщали СМИ, «Слон» планируется под перспективный двигатель ПД-35.
Между тем, в сентябре 2019 года в пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации, которая входит в «Ростех», сообщили — двигатель создадут нескоро.
«Создание двигателя-демонстратора ПД-35 планируется осуществить к 2023 году, а в целом завершить опытно-конструкторскую работу — в 2025 году», — отметили в пресс-службе.
Там же заявили, что на тот момент было разработано техническое предложение на двигатель, определен его конструктивный облик.
«Проводятся расчётно-экспериментальные работы по оценке достижимости заданных параметров», — рассказали в ОДК в сентябре.
Примечательно, что в том же 2018 году СМИ сообщали, что испытательный комплекс для нового двигателя создадут лишь в к 2021-2022 году в Перми, а в серию он пойдет и вовсе в 2028 году.
В общем, «Слон» — это проект неблизкого будущего. При этом в его случае нужно избежать ситуации с другим российским самолетом — Sukhoi Superjet 100, которому Минфин США отказался выдать экспортный сертификат для продажи в Иран — около 10% деталей в самолете были американскими. В общем, новый проект должен быть на 100% российским. Но и в этом случае есть одна небольшая проблема.
Зачем второй?
Если «Слон» — проект отдаленного будущего, то другой российский самолет-конкурент «Руслана» — Ил-106 уже имеет четко поставленные сроки сдачи.
Сам проект Ил-106 победил еще на государственном конкурсе в СССР. Тогда ОКБ Ильюшина, ОКБ Антонова и ОКБ Туполева представили свои проекты новго оперативно-стратегического самолета, призванного заменить Ан-22 «Антей» и Ил-76. Планировалось, что Ил-106 поднимется в небо в 1995-1996 году. Однако к тому времени СССР уже распался, в России были «лихие девяностые», шла война в Чечне, и создание нового самолета было последним, на что тогда государство могло тратить деньги.
Из долгого ящика проект Ил-106 достали в 2014 году, когда проблемные украинско-российские отношения снова продемонстрировали необходимость создания российской альтернативы «Руслану». О самостоятельном выпуске антоновских гигантов было заикнулись, однако, подсчитав все возможные тяжбы и проблемы, которая могла создать Украина на международном уровне, от этой затеи отказались.
В 2016 году директор ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» Сергей Вельможкин заявил, что проектируемый Ил-106 будет класса «Русланa». А уже через два с лишним года — в декабре 2018 года главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов заявил, что старт созданию нового самолета дан.
«На сегодняшний день Ил-106 записан в нашу программу, и мы приступаем к его созданию. Грузовая кабина Ил-106 будет такой же размерности, как у «Руслана». На самолёте будут установлены новые двигатели, новая авионика и все остальное. Создание Ил-106 будет шагом вперед в деле обновления военно-транспортной авиации России. Страна от нас требует, чтобы Ил-106 появился в 2025-2026 году», — сказал он в комментарии RT.
Таким образом, по его словам, дискуссия о возобновлении производства Ан-124 в России, которая возникла летом 2018 года, завершилась.
Заявленная Таликовым дата — 2025-2026 годы. Именно к этому рубежу должны создать двигатель ПД-35 для «Слона». Получается, когда проект ЦАГИ получит свое «сердце» — новый мотор, в небе уже будет его более ранний «брат» — Ил-106.
Таким образом, может встать вполне логичный вопрос об экономической целесообразности двух «русланозаменителей». Впрочем, как заявлял в конце декабря 2018 года в интервью РИА Новости генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало, «Слон» — проект не для военных.
«Проект «Слон» есть в рамках контракта с Минпромторгом <…> В результате исследований предполагается выработать рекомендации для конструкторских бюро по аэродинамической компоновке, конструктивно-силовой схеме, системе управления такого перспективного тяжелого транспортного самолета, то есть это системная работа, которую ЦАГИ ведет», — отмечал он.
Если у России появятся два сверхтяжелых транспортника — один для военных, другой для гражданских нужд, украинское госпредприятие «Антонов» рискует остаться совсем не у дел: денег за экспертизу российских «Русланов» не будет, а на рынке тяжелых грузоперевозок появится еще один, однако гораздо более новый конкурент.
В общем, куда ни кинь, всюду клин. Цена конфликта с Россией оказалась для Украины и ее авиаконструкторов в частности слишком высокой.