За день до начала конгресса «Бизнес для умных городов», 28 января в Киеве прошла пресс-конференция, на которой эксперты попытались донести до журналистов смысл проводимого при участии мэра Киева Виталия Кличко мероприятия.
«Smart City («умный город» с англ. — Ред.) — это не только совокупность технических средств IT-инфраструктуры городов, это более широкое понятие, включающее стиль жизни, консолидацию усилий общественности, органов самоуправления, власти, бизнеса. Основная задача Smart City — это сделать города удобными для их жителей и повысить их конкурентоспособность», — рассказал советник первого вице-премьер-министра — министра экономического развития и торговли по вопросам развития инфраструктуры городов Владимир Пирус.
Он же и рассказал о смысле самого названия «Умный город» на английском языке. SMART — это не только прилагательное «умный», но и классическая аббревиатура из теории менеджмента, где S — specific — «конкретный», M — measurable — «измеряемый», A — attainable — «достижимый», R — relevant — «значимый», T — time-bound — «ограниченный во времени».
По его словам, в итоге принятия около 60 решений для построения «умных городов» в самих городах на 8-10% снижается смертность, на 20-25% улучшается реакция на чрезвычайные происшествия, на 15-20% сокращается время дороги на работу и домой, на 8,5% снижается заболеваемость, и на 10-15% сокращаются выбросы парниковых газов.
В то же время председатель правления Украинского центра содействия развитию публично-частного партнерства, член правления Фонда развития городов Ирина Запартина, продолжившая выступление Пируса, заявила, что «умных городов» на Украине пока нет, хоть во многих украинских населенных пунктах уже и внедряют отдельные решения для достижения этой цели.
По ее словам, собственно, в том числе и для ответа на вопрос, что же сделать городу, чтобы стать «умным», будет проводиться конгресс в Киеве.
На конгрессе, где будут рассматриваться вопросы управления украинскими городами, помимо мэра Киева будут присутствовать и министр экономического развития и торговли, первый вице-премьер-министр Украины Степан Кубив, бывший мэр Барселоны Джорди Хереу, генеральный секретарь Организации международных экономических отношений — Кари Айна Эйк, председатель Восточно-Европейской службы BBC World Service Артём Лисс, а также ряд других спикеров. Ожидается и присутствие других мэров, в частности — львовского градоначальника Андрея Садового.
Участие в мероприятии не бесплатное. Чтобы послушать именитых спикеров, студентам, представителям госсектора и ученым придется выложить 640 грн, или около 1,5 тыс. руб., за один день участия в форуме, а всем остальным — 1280 грн, или около 3 тыс. руб. за один день.
Но сам анонс мероприятия, а также недавние события в Киеве показывают — конгресс вряд ли позитивно скажется на жизни Киева.
Да здравствует онлайн-переводчик
Уже сам анонс мероприятия на русском языке, который перекочевал во многие украинские издания, свидетельствует: даже такое ответственное дело, как подготовка конгресса с участием первых лиц государства, на Украине сделали спустя рукава.
Так, в русском переводе бывший мэр Барселоны сменил фамилию Хереу на Херей, генсек Организации международных экономических отношений заполучила еще одну букву в своем имени и стала Карие, что может свидетельствовать о том, что информацию для пресс-релиза банально перевели с использованием онлайн-переводчика. Тогда понятна замена имени Карі (по-украинские так же пишется прилагательное «карие»). В пользу этого говорит и тот факт, что сотрудник BBC по фамилии Лисс (Liss) внезапно стал Лесом. С другой стороны, если у британского фантаста Нила Геймана в «Американских богах» есть работающий на новых богов мистер Лес, отчего бы ему не быть и в Киеве на конгрессе? В общем, редакторскую работу составители пресс-релиза не проводили.
Еще одной вопиющей ошибкой стала цена билетов на мероприятие. Из-за неправильной верстки вместо цены для частных лиц — не «льготников» была указана цена для льготного билета на три дня.
Что характерно, эта же ошибка была и в английской версии сайта, где вместо €40 в качестве цены однодневного билета указали €50.
Мелочь, а неприятно.
При этом среди патронов мероприятия были заявлены Киевская городская государственная администрация, Министерство экономического развития и торговли Украины, а также Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ.
С такой подготовкой к форуму все вопросы о том, применят ли советы многомудрых иностранных советников украинские чиновники, отпадают.
Впрочем, киевляне пока и сами плохо понимают, что такое умный город и, главное, зачем это им и их любимому Киеву.
Лопата лучше интернета
Интерес к теме умных городов подогревал и мэр Киева Виталий Кличко. Во время визита в Давос он опубликовал в Facebook новость о своем участии в дискуссии «Умное финансирование для умных городов», которая проходила в мэрии Давоса.
«Мы обговаривали развитие «смарт-сити». Это программа сегодня в тренде. Ведь это — новые технологии, которые дают возможность эффективного муниципального управления и комфортной жизни и комфортного сервиса для жителей городов. И Киев не пасет задних во внедрении инноваций. Сегодня у нас уже есть много технологических проектов, которые успешно работают в разных сферах жизнедеятельности города. Это и городской дата-центр, и карта киевлянина, онлайн-запись к врачу, электронная очередь в детсады, система видеонаблюдения «Безопасная столица», система электронных петиций и многое другое. Мы продолжаем делать Киев «умным» и продолжаем обмениваться полезными идеями с другими городами, в частности здесь, в Давосе», — бравурно отрапортовал Кличко.
В комментариях к записи киевляне порыв мэра не оценили.
«В этом году ни разу не видел, чтоб лёд с тротуара убирали. Новатор, обратите внимание на примитивный минимум», — призвал Кличко один из киевлян.
Другие также пожаловались на то, что снег не убран, дороги не чищены. Некоторые интересовались: а может, неубранные дороги и увеличенные интервалы движения транспорта — это тоже такой проект? Что касается упомянутых мэром проектов, то не все из них действуют, указали жители украинской столицы.
«Да в городе снег нормально убрать не могут, какие инновации? Что касается «карты киевлянина»: проект на самом деле закрыли из-за бездеятельности городской власти. А теперь вы заявляете, что он вроде бы «успешно работает», — указала одна из жительниц города.
Киев под властью Кличко его жители охарактеризовали как «смарт-сити на гнилых коммуникациях», и призвали своего мэра взять лопату в руки.
А кто-то и вовсе вспомнил крылатое выражения о двух бедах, намекнув, что помимо плохих дорог у города еще и мэр — не очень умный человек.
Все жалобы на дороги и снег можно было бы считать простым брюзжанием, но концепция «умного города» уделяет особое внимание диалогу с жителями.
«В первую очередь городу необходимо разработать стратегию, поставить перед собой цели, задания… Ключевым элементом в данном плане является привлечение всех участников процесса, а именно власти, бизнеса и жителей», — рассказывал на пресс-конференции директор общества с ограниченной ответственностью «Безопасные дороги Украины» Денис Олексюк.
Как следует из самого названия его организации, среди ее приоритетов в том числе и развитие безопасной дорожной сети, что в современных условиях — почти невыполнимая задача в Киеве.
Судя по реакции киевлян, называющих Кличко одним из худших мэров столицы за всю ее историю, строительство «умного города» в Киеве вряд ли будет успешным.