Картина «Ай-Петри. Крым» небольшая, её размеры 39 на 53 сантиметра, такую довольно просто сложить или свернуть и вынести за пределы галереи. Произведение относится к периоду затворничества художника, год создания — не позднее 1908-го. «Ай-Петри. Крым» принадлежит собранию Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, где хранится большинство картин, составляющих наследие Архипа Куинджи.
Выставка «Архип Куинджи» открылась в Третьяковской галерее 6 октября 2018 года, дата закрытия — 17 февраля 2019 года. В экспозиции представлено порядка 170 работ художника. От известных, принесших Куинджи мировую славу, до эскизов и этюдов, к написанию которых художник тяготел к концу жизни. Почему именно в день рождения Архипа Куинджи была украдена картина? В чём замысел? Почему именно «Ай-Петри. Крым»? Возможно, что в самое ближайшее время уже пойманный грабитель сделает для нас доступными ответы на эти вопросы.
Не первый случай вандализма
Для Третьяковской галереи за последний год это уже второй скандал, связанный с экспонируемыми полотнами. 25 мая 2018 года около девяти часов вечера посетитель музея Игорь Подпорин при помощи металлического столбика ограждения разбил стекло витрины картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», известной как «Иван Грозный убивает своего сына». Вандал сильно повредил картину, но большая удача в том, что нетронутыми оказались самые ценные детали — лица и руки изображённых персонажей. Холст оказался прорван в трёх местах в центральной части работы на фигуре царевича, сильно пострадала авторская художественная рама.
Как правило, нанесение повреждений полотнам (кислота, удары ножом или столбиком ограждения, как в случае с шедевром Репина), находящимся в художественных галереях, является одним из признаков Синдрома Стендаля. Таких преступников почти всегда удаётся задержать сразу, чаще всего они делают заявление, что испортили экспонат в знак протеста. Игорь Подпорин не исключителен в этом смысле. Житель Воронежа приехал в Москву, для храбрости выпил 100 граммов водки в буфете Третьяковской галереи и пошёл доказывать собственную правду, восстанавливать историческую справедливость.
Подпорин не первый, кто совершил покушение на полотно Репина «Иван Грозный и его сын Иван». 29 января 1913 года иконописец-старообрядец Абрам Балашов бросился к полотну и нанёс три удара ножом, крича: «Довольно смертей, довольно крови!» В тот раз порезы пришлись на лица царя и его сына. Хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, узнав о том, что картину повредили, покончил собой. Хруслову было всего 52 года. Восстанавливал картину сам Репин, ему пришлось заново переписать лица.
Что двигало вчера тем, кто украл «Ай-Петри. Крым» на глазах у изумлённой публики? Жажда наживы? Картину очень сложно оценить с точки зрения её стоимости, свой валютный эквивалент полотна обретают на аукционах. Куинджи давно не торговался. Известно, что картина была застрахована на 12 миллионов рублей, но существует негласное правило: картины страхуют на суммы ниже, чем они стоят. «Ай-Петри. Крым» не самая лучшая работа мастера, не великая, её возможная цена отнюдь не баснословна. Стоимость украденного полотна складывается прежде всего из фамилии автора, в данном случае возможный покупатель платил бы за бренд, которым Архип Куинджи стал ещё при жизни.
Романтическая версия о том, что некий коллекционер пожелал видеть в своей коллекции именно эту картину, звучит довольно странно. Реально великие работы Куинджи, заставляющие сердце биться чаще и в своё время доводившие неподготовленных зрителей до истерик, это другие работы живописца: «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду». Если уж идти на преступление, то красть очевидный шедевр.
Подтекст
Возможно, что кража картины из Третьяковской галереи носила политический характер, но это лишь предположение. Современным людям, большим поклонникам всемирных заговоров и прочего, свойственно видеть политику даже там, где её нет. Мой бывший друг, довольно известный до войны донецкий фотограф, ныне проживающий в Мариуполе и ненавидящий всё, что когда-то связывало его с Донецком, написал на своей странице в социальной сети так: «В день рождения нашего великого земляка, мариупольцы, была украдена его картина. И не просто картина, а символ украденного у нас Крыма — «Ай-Петри». Нет, не из Мариупольского художественного музея им. Куинджи, а из Третьяковской галереи».
Музей имени Куинджи в Мариуполе был открыт относительно недавно — 29 октября 2010 года. Почти за сто лет до открытия музея в Мариупольскую городскую думу пришло письмо из Москвы от Московского отделения Общества художников имени Куинджи, в котором предлагалось десять работ почившего живописца, но город не нашёл помещения для размещения картин. Решение об открытии музея откладывалось на протяжении всего ХХ столетия. Только через век после смерти великого сына Мариуполя в родном городе открылся музей его имени. В музее хранится всего три подлинника художника: один эскиз и два этюда. «Красный закат», «Осень. Крым» и «Эльбрус». Все остальные картины в музее — копии работ Куинджи.
Как же так вышло, что на родине Куинджи оказалось всего три подлинных работы, в то время как Петербург владеет львиной долей наследия? Ответ прост. Куинджи работал и жил в Петербурге, там он стал великим художником, там добыл себе мировую славу, туда он увёз из Мариуполя жену Веру. Вполне естественно, что большинство работ осели там, где жил, работал и умер их создатель.
Post scriptum