Как отмечается в открытых источниках, все украинские поправки к проекту резолюции по ситуации в Азовском море и Керченском проливе были поддержаны в политическом комитете Парламентской ассамблеи Совета Европы, в том числе относительно статуса задержанных Российской Федерацией украинских моряков как военнопленных.
Консультанты украинских провокаторов
Согласно заявлению первого заместителя главы Верховной Рады Ирины Геращенко в Facebоok, "Все украинские поправки в политическом комитете были поддержаны. По ключевой — статусу моряков как военнопленных — в резолюции будет формулировка, что они подпадают под определение Женевской конвенции. Какая определяет статус именно военнопленных".
Также родственники задержанных украинских моряков прибыли в Страсбург, на Парламентскую ассамблею Совета Европы, чтобы рассказать, как их сыновья стали в России политзаключенными, и просить европейцев о помощи в освобождении моряков.
К сожалению, политическая ангажированность русофобской части старейшего органа межпарламентского сотрудничества мешает европейским парламентариям трезво смотреть на факты и адекватно воспринимать нормы международного права.
Правовой режим обращения с военнопленными урегулирован Женевской конвенцией от 12 августа 1949 года, в которой даны четкие определения как государств-участников конфликта, так и лиц, которые подпадают под понятие военнопленных.
Так, согласно статье 2 документа Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны. Согласно ст. 4 Конвенции военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица.
Конвенция для избранных
Таким образом, для того чтобы нормы Конвенции применялись к украинским морякам, задержанным за незаконное пересечение российской границы, как минимум одно из государств данного конфликта должно объявить другому войну в соответствии с нормами международного права. Однако ни Украина, ни Российская Федерация войну друг другу не объявляли, даже не разорвали дипломатические отношения. Мало того, между Украиной и Российской Федерацией отсутствует открытый вооруженный конфликт, а то, что Украина якобы считает агрессией со стороны Российской Федерации, происходит на ее внутренней территории и называется гражданской войной.
Была бы ПАСЕ более сердобольной, то, возможно, приняла бы во внимание доводы жителей Донецка и Луганска о военных преступлениях Киевского режима.
Друзьям — все, врагам — закон
Однако стоит напомнить об обстоятельствах задержания украинских нарушителей.
Тот факт, что украинские корабли зашли во временно закрытую акваторию территориального моря Российской Федерации, которое было таковым еще до включения Крыма в состав страны, и при этом расчехлили и привели свое оружие в боевое положение, упорно игнорируется европейскими парламентариями. Таким образом, представители просвещенной Европы закрывают глаза на положения Конвенции ООН по морскому праву, подпункты a, b п. 2 ст. 19, которые гласят, что подобные действия трактуются как угроза силой или ее применением против суверенитета и территориальной целостности прибрежного государства и по своему определению не являются мирным проходом.
Видимо, если бы подобным образом с Украиной поступили российские моряки, то европейские адвокаты украинского режима уже бы вовсю ссылались на данные пункты Конвенции. Показателем такого подхода стала ситуация с задержанием в Азовском море российского судна «Норд», по поводу которого ПАСЕ ограничилась политкорректным молчанием.
Забыли европейские парламентарии и о том факте, что нарушение правил мирного прохода суверенной территории иностранного государства, совершенное иностранным военным кораблем, является поводом для снятия с него иммунитета, что прямо предусмотрено в ст. 30, 31, 32 Конвенции ООН по морскому праву.
Эта же Конвенция дает право на преследование в открытом море («по горячим следам»), возникающее в случае, если прибрежное государство (Российская Федерация) имеет достаточные основания считать, что иностранное судно, не обладающее полным иммунитетом от юрисдикции других государств, нарушило законы или правила данного прибрежного государства, что и было сделано с украинскими провокаторами.
Соблюдение Российской Федерацией норм международного права при защите своих государственных границ в сложившихся сегодня международно-правовых реалиях не имеет никакого значения для европейских парламентариев, как не имела значения незаконность бомбардировок Югославии в 1999 году, вторжения в Ирак в 2003-м, и бомбардировки законных правительственных сил Ливии в 2011-м, так и не подвергшихся до сегодняшнего дня «решительному осуждению» со стороны ПАСЕ.
Если обратить внимание на консультативные полномочия этого межпарламентского органа, то сам по себе напрашивается вывод о том, что сегодняшняя резолюция ПАСЕ по ситуации в Азовском море и Керченском проливе не имеет ничего общего с международным правом и является жалкой подачкой режиму Порошенко в его личном конфликте с Российской Федерацией.