На своей странице в Facebook президент прокомментировал награждение: «Еще не придумано той степени, которой можно измерить вклад Патриарха Филарета в борьбу за собственную поместную церковь. Он был, есть и остается духовным лидером украинской церкви, духовным лидером украинского народа. Вот почему принял решение присвоить ему звание Героя Украины».
Издание Украина.ру разбиралось в истинных причинах вручения столь высокой награды украинскому раскольнику и расстриге, преданному в свое время анафеме.
Своевольный Филарет
Уже неоднократно в украинских СМИ появлялись слухи о том, что Филарет недоволен «понижением» своего статуса и зависимостью ПЦУ от Фанара (исторический район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха). Ведь еще до проведения «объединительного собора» он неоднократно заявлял о своем нежелании идти в «подчинение грекам». По его словам, «зависимость от Константинополя не лучше зависимости от Москвы».
На «объединительном соборе» 15 декабря Филарету удалось поставить предстоятелем Православной церкви Украины (ПЦУ) своего протеже — молодого «митрополита» Епифания (Думенко), оттеснив ставленника Порошенко и фанариотов Винницкого митрополита УПЦ Симеона (Шостацкого).
Все это вместе вызвало предположения о том, что Филарет начнет своевольничать и займется «церковным сепаратизмом», пойдет против ограничений Фанара, ведь, по мнению греков, главой ПЦУ может быть только митрополит и никакого патриаршества не предвидится. А Филарет не сможет так легко смириться с отказом от своего непризнанного титула «патриарха» и патриаршей куколи.
Кроме этого автокефалию Украина получила в весьма ограниченном виде: с требованием решать все проблемы на Фанаре, с потерей всех заграничных приходов, которые уходят грекам, без возможности самостоятельно варить миро. Конечно, официально это автокефалия, но весьма зависимая от Стамбула.
На этом фоне появилась информация о том, что перед получением томоса 6 января Филарет организует проведение собора ПЦУ, на котором потребует от Фанара большей самостоятельности. Затем появилась информация о том, что Филарет хочет провести собор уже после получения томоса об автокефалии, в 20-х числах января, на котором опять же возможен скандал.
Кнут и пряник
По данным источников сайтов «Страна.UA» и «Вести», на планировавшемся соборе Филарет хотел объявить о создании автокефальной церкви с большими правами. С подобным греки уже сталкивались в XIX веке, когда экзарх Болгарского экзархата Анфим, который был частью Константинопольского патриархата, самостоятельно провозгласил автокефалию Болгарской церкви. Фанар в ответ провозгласил болгарских священников схизматиками, то есть раскольниками. И лишь через полвека, в 1941 году, был вынужден смириться с самостоятельным статусом Болгарской церкви.
Имеющий огромнейший исторический опыт, Фанар не мог не знать о недовольстве Филарета и заложил предохранительные механизмы в томос, чтобы не позволить самовольства строптивого «патриарха».
По имеющейся информации, греки поставили конкретное условие — никакого своеволия в вопросах юрисдикции — и твердо пообещали, что в этом случае отзовут томос об автокефалии. Подобный пример уже сейчас есть: это одностороннее упразднение архиепископии русских церквей в Западной Европе, за чем должен был последовать переход церквей в Константинопольский патриархат.
Такое гипотетическое заявление своенравного раскольника Филарета помимо беспокойства грекам грозило еще и крайне неприятными последствиями украинской власти, которая в результате теряла все политические преимущества от созданной ей автокефальной церкви.
Поэтому власть и греки задействовали кнут в форме возможного отъема томоса и пряник в виде всяческого ублажения Филарета: 6 января патриарх Варфоломей упомянул заслуги «патриарха», правда, назвав того митрополитом, а позже, 8 января, Порошенко вручил ему же орден и звание Героя Украины.
Изменилась и риторика Филарета: он уже не заявляет о том, что «был, есть и будет патриархом». Он говорит о том, что патриархат будет, но позже: «Но нам надо добиться того, чтобы украинскую церковь признавали как патриархат, а не как митрополию. (…) Когда он будет? Когда мы объединимся в одну церковь и когда нас признают как митрополию другие церкви».
Дележка имущества и должностей
Внутри ПЦУ сейчас идет создание административных структур и дележка должностей. Как сообщается, именно этим вопросом управляет Филарет, имеющий колоссальный опыт создания церковных структур и ведения интриг.
Сложность заключается в том, что ПЦУ приходится создавать не только из УПЦ КП, но и из УАПЦ «митрополита Макария» (Малетича), у которого застарелый конфликт с Филаретом. В результате выходцы из УАПЦ чувствуют себя ущемленными. Один из бывших архиереев УАПЦ заявил «Вестям»: «У нас пока неразбериха, ряд иерархов недовольны теми предложениями, которые сделали у Филарета. Он сейчас де-факто руководит назначениями… Все дело в том, что УПЦ КП и УАПЦ были максимально активными по сути в одних и тех же регионах — в Западной и Центральной Украине. Теперь там придется полностью пересматривать структуру».
Украинский политолог Алексей Якубин заявил «Вестям»: «ПЦУ должна будет провести Синод, где будут рассматривать устав и проводить дележ должностей. Эти процессы займут у новой структуры минимум весь январь и часть февраля».
Униатский след
В то же время создание ПЦУ и получение томоса очень позитивно оценили в Украинской греко-католической церкви, которая в действительности является подразделением католической церкви. Тем не менее, со стороны украинских униатов послышались призывы к объединению и даже говорится о неких договоренностях с Епифанием.
Глава УГКЦ Святослав Шевчук заявил о возможности восстановления евхаристического общения с ПЦУ: «Это хорошая радостная перспектива. Потому что весь христианский мир, в частности католическое и православное сообщества, ищут пути к единству. На вселенском уровне происходит диалог, чтобы это единство возобновить. Прежде всего речь идет о евхаристическом сопричастии».
Об ориентации на Запад заявил украинский религовед, сотрудничающий с администрацией президента, Дмитрий Горевой: «Первое, что нужно сделать, — это возродить традиции украинского православия. Прежде всего речь о выборности духовенства, от рядового священника до главы церкви. Украинская традиция была открыта к западному миру. А во времена Петра Могилы духовенство не только спокойно ездило учиться на Запад, но и задавало тон дискуссиям в церковном мире. Киевскому православию в равной степени чужды церковный империализм и феномен старчества».
Таким образом, геополитический вектор ПЦУ уже определен и однозначен. А восстановление евхаристического общения с УГКЦ вполне вписывается в политику Фанара, который всегда склонялся к Римскому престолу. Собственно, выдача и отъем в одностороннем порядке различных томосов является калькой с единоличной власти Папы Римского.
Международное непризнание
В то же время явно пробуксовывает процесс международного признания. Но и отказов в признании, кроме уже озвученных со стороны Антиохийской, Польской и Сербской церквей, не слышно.
Митрополит Грузинской церкви, которая, как считается, готова признать ПЦУ, заявил о том, что торопиться с этим не стоит. Митрополит Ахалкалаки, Кумурдо и Кари Николоз (Пачуашвили) заявил, что «надо учесть, при каких условиях эта автокефалия применяется. В частности, кто должен стоять во главе церкви Украины, кто будет другими духовными лицами. Очень важно установить их каноничность. Некоторые из них ранее были преданы анафеме, которую признавали все православные церкви, в том числе Константинопольская. Некоторые из них, получается, самопровозглашенные епископы…. Мы не можем таких признать». Это, разумеется, пока что неофициальная позиция всей Грузинской церкви, но это заявление характерно. Грузинская церковь обещала высказать свою позицию сразу же после вручения томоса, однако этого так и не произошло.
Как сообщается, основное, что смущает поместные церкви, даже близкие к Константинопольскому патриархату, это назначение митрополитом выходца из раскольнической структуры. Ведь в этом случае прерывается преемственность рукоположений: Епифаний был рукоположен в архиереи уже анафематствованным Филаретом.
Без признания же поместными церквями процесс создания ПЦУ не может считаться полностью завершенным. Об этом заявил известный сторонник автокефалии, архимандрит Кирилл Говорун: «Пока только запущены механизмы создания независимой украинской церкви, однако процесс ее формирования не завершен. Его важной составляющей является рецепция новой церковной структуры глобальным православием. В отличие от католической церкви, где окончательную точку ставит один человек — Папа Римский, — в православии вопросы решаются соборным голосом всех поместных церквей… Так, судя по всему, будет и в случае Украины. 2019 год станет переломным в процессе признания украинской церковной независимости».