Тревожные новости о готовящейся приватизации порта «Южный» стали поступать в середине 2018 года. Министерство инфраструктуры Украины, возглавляемое министром Омеляном, при содействии европейской консультационной компании Egis International начало разработку технико-экономического обоснования проекта концессии морского порта «Южный», который располагается в Одесской области.
Для справки: Egis International — эксперт в области транспортной инфраструктуры, занимается оценкой объектов и разработкой решений в сфере транспортной инфраструктуры и логистики любого уровня.
«Варягам» из Кабмина мешает госсобственность
В середине марта 2018 года состоялось расширенное совещание по проекту передачи морского торгового порта «Южный» в концессию. В совещании приняли участие руководитель Администрации морских портов Украины Райвис Вецкаганс, представители Мининфраструктуры Украины и, что показательно, кураторы и финансовые аудиторы Украины: в частности, представители Европейского банка реконструкции и развития, Министерства финансов США, представительства ЕС в Украине и уже упомянутой Egis International.
Символично прозвучали слова главы АМПУ Райвиса Вецкаганса: «Выход государства из стивидорной деятельности [погрузка и разгрузка судов] является решенным вопросом. Этот процесс должен произойти во всех портах». Это весьма удивительно услышать от государственного чиновника, ведь стивидорная компания ГП "МТП "Южный" является одной из крупнейших в Украине и наиболее прибыльной из всех государственных стивидоров.
"Государство получит выгоду от эффективного использования существующих активов и смежной инфраструктуры, развития причальной инфраструктуры, увеличение поступлений от портовых сборов и иных услуг в связи с ростом количества судозаходов в порт. Концессионер, со своей стороны, будет работать в ведущем украинском порту, который является самым глубоководным портом Черноморско-Азовского бассейна", — добавил на том же совещании Райвис Вецкаганс.
«Такой бриллиант и в таком навозе»
Впрочем, эти умозаключения пришлого «варяга» вызывают обоснованное возмущение в экспертной среде.
Если сравнивать транспортную инфраструктуру морского побережья Украины с короной, то ее порты можно назвать драгоценными камнями, среди которых порт «Южный» будет самым крупным и дорогим бриллиантом.
Порт «Южный» — один из самых молодых украинских портов. Его строительство началось в 1973 году и шло параллельно со строительством Одесского припортового завода (ОПЗ), в который инвестировал средства американский мультимиллионер Арманд Хаммер.
Уникальность ОПЗ заключается в типе производимой им продукции (химические удобрения), сложности производственного процесса, для которого в больших количествах необходим опасный аммиак, и отсутствии конкурентов в европейской части континента.
Строительство порта началось на территории села Григорьевка. Оно было снесено, как и село на другом, восточном, берегу лимана — Старые Беляры. Порт до 1978 года носил название «Григорьевский». «Южный» — самый глубоководный незамерзающий порт Азово-Черноморского бассейна. Максимальная осадка принимаемых судов достигает 18,5 метра. Здесь расположено 29 причалов, суммарная длина которых составляет 5,5 км.
После распада Советского Союза порт преобразовали в Государственное предприятие «Морской торговый порт «Южный» (ГП «МТП «Южный»).
Его не затронули ни лихолетье 90-х, ни развал Союза, ни уничтожение внутрисоветской кооперации.
Порт устойчиво развивался, в том числе благодаря российским инвесторам, и к концу 2017 года достиг рекордных для украинских портов показателей грузооборота — 44,9 млн тонн. Этим он почти в два раза обогнал советские показатели и занял третье место среди портов черноморского региона по показателям грузооборота, уступив румынской Констанце и Новороссийску. И это в украинских реалиях: при полном отсутствии транспортной политики, тотальной коррупции, политическом рэкете и общей деградации.
Россия — лидер по инвестициям
Причин такого «экономического чуда» несколько. Одной из них стало географическое расположение порта, не ограниченного городской чертой. Например, Одесский и Ильичевский порты закрыты со всех сторон географией своих городов-сателлитов, не имеют возможности расширять складские территории. У «Южного» этих проблем нет, что очень благоприятно сказалось на пропускной способности терминалов: грузовому и железнодорожному транспорту для операций погрузки-выгрузки не надо заходить в городскую черту.
Однако основной причиной стремительного развития порта стали российские инвестиции. Да, Россия — лидер по инвестициям в украинскую экономику, дает простым украинцам достойную работу.
За период с 1994 года компания «Трансинвестсервис» («ТИС»), принадлежащая российскому бизнесмену Алексею Федорычеву, вложила в развитие украинского порта «Южный» более 400 миллионов долларов. «ТИС» за свой собственный счет сделал дноуглубление на более чем 7 млн куб. м, увеличив глубины порта до 21 метра, построил шесть причалов общей длиной более тысячи метров, осуществил инвестиционный проект на $100 млн по постройке крупнейшего в Украине контейнерного терминала с возможностями по перегрузке зерна.
Для того чтобы отвечать высоким требованиям по скорости и оборотам, компания «ТИС» купила краны, которые в состоянии разгружать самые большие суда, способные попасть в Черное море. Контейнерный терминал «ТИСа», построенный в «Южном», стал самым мощным в Украине.
Общая стоимость проекта составила $300 миллионов долларов.
Концессия или национализация по-украински
Впрочем, для Украины, открыто управляемой из Вашингтона, передача в концессию такого важного стратегического предприятия будет даже хуже его приватизации, поскольку повлечет отъем собственности всех частных компаний, связанных с таким объектом. Ведь в украинском варианте законопроекта № 8125 "О концессии", находящемся на рассмотрении Верховной Рады, предполагается автоматическая передача в концессию имущества, находящегося в пользовании частных компаний. Судиться же им будет разрешено только по сумме компенсации отнятого у них имущества, но не по факту отнятия.
Таким образом, все частные инвесторы, находящиеся в порту «Южный», в случае передачи порта в концессию иностранному предприятию будут лишены как своей собственности, так и права вернуть свои инвестиции.
Ведь украинская Фемида не только слепа, но и в случае с российскими инвесторами абсолютно необъективна.
Ликвидировать нельзя оставить
Весной в Верховной Раде кипели страсти вокруг закона «О концессии», а уже в июле 2018 года появилась информация, что Министерство инфраструктуры Украины планирует ликвидировать ГП «МТП «Южный» после передачи его в концессию.
Мининфраструктуры подготовило технико-экономическое обоснование (ТЭО) концессии государственного порта «Южный», о котором идет речь, в частности, о ликвидации госпредприятия, после того как оно будет передано в концессию.
В разделе 10.2 документа идет речь не только о прекращении существования ГП МТП "Южный", но и об увольнении всего трудового коллектива. Таким образом, правительство готовит новую схему по выводу остатков госимущества в частное владение. Если после передачи в концессию порта "Южный" его как госпредприятие ликвидируют, это будет означать окончательную потерю для Украины этого стратегического объекта.
Ситуация вызвала протесты трудового коллектива ГП «МТП «Южный», который насчитывает около 3000 работников. 4 октября в порту состоялась встреча работников «Южного» с представителями АМПУ и Мининфраструктуры, на которой глава АМПУ Райвис Вецкаганс пообещал сделать процесс работы над проектом концессии максимально прозрачным и привлекать профсоюз предприятия к заседаниям рабочей группы по подготовке ТЭО
Впрочем, действия украинского правительства идеально повторяют отработанную еще во времена конкистадоров мошенническую схему обмена золота на стеклянные бусы. Те хоть и прозрачны, но абсолютно бесполезны для украинских туземцев.