Более того, статус города столица Донбасса получила только в 1917 году. Понятно, что на яркие проявления городской жизни Донецк не богат. Например, вы не найдете в нем сколько-нибудь старых памятников.
Самым «древним», пожалуй, является бюст Феликса Дзержинского на одноименной площади — он стоит там с 1926 года. Кстати, он же первый в ряду донецких скульптурных «нестандартов»: фашистскую оккупацию гипсовый Феликс перенес под землей — при отступлении его закопали, дабы немцы не надругались.
При советской власти памятники ставили, понятное дело, все больше деятелям революции и советского государства. Казалось бы, никакой «интересинки» узреть в них нельзя. Но в Донецке — можно.
Артём и «плохой палец»
Взять хотя бы главный памятник города — товарищу Артёму, основателю (в 1918 г.) Донецко-Криворожской республики, некой предтечи нынешней Донецкой народной республики. Памятник стоит на улице Артёма, возле здания горадминистрации. Стандартная рубленая фигура революционера. Но растопыренная каменная рука поставлена так, что с определенной точки обзора в средней части композиции видится не один из пальцев, а нечто неприличное.
Эту хохму дончане любят показывать тем, кто приезжает в их прекрасный город первый раз. В народе сей феномен давно прозвали «бэд фингер» (плохой палец с английского).
Говорят, что скульптору, работавшему над светлым образом тов. Артёма, власти выделили слишком маленькую студию, и у него не было никакой возможности покрутить готовый продукт на специальной подставке-турели, посмотреть — все ли в порядке как раз насчет подобных казусов. Так и пошло на установку.
Пешеход Будённый
Своего рода уникум можно найти на главной площади Будённовского района столицы ДНР. Площадь, как нетрудно догадаться, того же имени. Поэтому неудивительно, что на ней стоит памятник маршалу Семену Будённому, создателю и командиру легендарной Первой конной армии в годы Гражданской войны в России. Вот только знаменитый конник почему-то лишен коня или кобылы. Просто стоит себе на постаменте. Хорошо еще, что в натурально длинной кавалерийской шинели.
Похоже, это единственный памятник такого рода. Кавалеристам сам бог велел лететь в вечность на конях, а тут такая загадка образца 1951 года.
Но разгадать ее можно. Скорее всего дело в том, что памятник донецкий скопирован практически один в один с памятника в станице Будённовской, на родине военачальника. Только там в руке у него уцелел бинокль, а в Донецке он за годы потерялся.
И кто же камень положил в его протянутую руку?
Самый знаменитый памятник Донецка, по сути главная его «визитка», казенно называется «Слава шахтерскому труду». Фигура угледобытчика, который держит в вытянутой руке глыбу черного золота, таит в себе сразу три необычности, о которых практически никто не знает.
В первую очередь его не должно было быть в нынешнем виде, а должна была быть памятная статуя небольшого роста в качестве подарка от дончан знаменитому земляку Никите Хрущёву. Но того сняли с поста генсека КПСС, и образец скульптуры решено было сделать большим памятником.
Ваял его не профессионал, а любитель Константин Ракитянский — фронтовик, изучивший ремесло скульптуры и станковой живописи, практически самоучка. Характерно, что больше ничего в своей длинной жизни (94 года) Константин Ефимович не создал. Но в историю Донецка Донбасса вошел навсегда.
Интересной особенностью памятника является и то, что 90-килограммовый «уголёк» в ладони шахтёра ничем не закреплен и держится только за счет собственного веса.
Английские следы
Их в донецкой скульптуре всего два. Ну а сколько надобно?
Первый представляет собой фигуру валлийского предпринимателя Джона Юза, который считается одним из основателей Донецка. Тут вроде все логично, и ничего в нем больше интересного нет, кроме разве худощавости, в то время как Юз, судя по фотографиям, был весьма грузен.
А вот второй памятник вообще не стандартен. Он изображает знаменитую «ливерпульскую четверку» — группу «Битлз». Их установили в подворотне у входа в гостиницу «Ливерпуль» — вот и все объяснение. Необычного нет ничего, кроме самого факта памятника «битлам» в Донецке: вы много знаете таких на просторах бывшего Союза?
Героям — при жизни
Нестандартность этих двух памятников обусловлена тем, что они были установлены в Донецке при жизни героев.
Первый из них стоит с 1999 года у стадиона «Олимпийский» (бывший «Локомотив») и изображает знаменитого дончанина, обладателя 35 мировых рекордов, прыгуна с шестом Сергея Бубку. С памятником тоже вышла небольшая неловкость — если присмотреться, то на спине у фигуры спортсмена просматривается горб. И это притом что к ступне по прихоти скульптора привязана ласточка.
Ну, художник так видит, вернее видел — скульптор Николай Ясиненко, увы, скончался через два года после установки памятника. Символично, что высота постамента — 6 метров 15 сантиметров: это наивысшая высота прыжков Бубки.
Второй памятник находится с другой стороны стадиона, у Дворца молодежи «Юность» — это знаменитый сын Донбасса Иосиф Кобзон, который часто выступал в «Юности». Бронзовый Иосиф стоит здесь с 2003 года. Говорят, Кобзона уговаривали чуть ли не два года, он был против.
При Украине «пешеход», как прозвали памятник горожане, был постоянным объектом националистического вандализма: его несколько раз обливали желтой и голубой краской.
Кубок имени Луческу
В ряду необычных донецких памятников нельзя не вспомнить кованый Кубок УЕФА, сделанный из металла местными кузнецами в 2009 году по заказу тогдашнего главного тренера ФК «Шахтер» Мирчи Луческу. Именно в тот год донецкие футболисты завоевали почетный европейский трофей, поэтому появление его было логичным.
Надо сказать, что весь уникальный донецкий парк кованых фигур, где стоит и Кубок, является огромным собранием разных скульптур из металла. Но это уже другой разговор.