В 2015 году парламентарии приняли 350 законов, в 2016-м — 207, в 2017-м — 185, а по состоянию на утро 20 декабря 2018 года — всего 141 закон. Хотя, отмечают эксперты, такая пассивность может быть только на пользу стране, поскольку многие законы ей только вредят.
Пятилетку — за год
Украинский портал «Слово и Дело» выяснил, что за четыре года лидером по выполненным предвыборным обещаниям остается парламентская «партия войны» «Народный фронт» Яценюка, Авакова и Парубия: 48% обещаний выполнено, 17% не выполнено, 35% — в процессе выполнения. Второе и третье место занимают «Самопомощь» (46%, 18%, 36%) и БПП (40%, 21%, 39%). Самой безответственной остается фракция «Оппозиционного блока» (15%, 35%, 50%). Справедливости ради стоит сказать, что инициативы «Оппоблока» редко находят поддержку в зале.
Больше всего обещаний дали Олег Ляшко (259), Юлия Тимошенко (170) и лидер социал-демократической партии, выходец из БПП Сергей Каплин (152).
При этом, по данным «Слова и Дела», самыми обязательными оказались депутаты, нечасто мелькающие в СМИ. Фамилии многих из них вообще мало кому известны. Например, лидер по выполненным обещаниям — Николай Кучер с 84%. Также в десятке лидеров Руслан Демчак, Дмитрий Лубинец, Андрей Вадатурский, Андрей Шинькович, Игорь Артюшенко, Максим Ефимов, Константин Усов, Дмитрий Добродомов, Павел Дзюбик.
Самый узнаваемый из них — внефракционный депутат и лидер партии «Народный контроль» Дмитрий Добродомов. В этой группе он единственный кандидат в президенты-2019. Нардеп с 2014 года выполнил 63% обещаний.
Голосуют не глядя
Однако народные избранники голосуют и «кнопкодавят» (голосуют за других депутатов) за важнейшие экономические и не только законопроекты, перед этим внимательно не вычитав документы. Так узакониваются коррупционные схемы и одновременно урезаются социальные стандарты.
Об этом напомнил экономист Виктор Скаршевский. В качестве примера он привёл голосование по государственному бюджету на будущий год.
«Голосовали депутаты в 5 утра, не видя окончательного текста. Они даже сами не понимали, за что голосуют. Они проголосовали и за налоговые изменения, открывающие новые коррупционные схемы. Например, нулевая ставка акциза по продаже спирта производителям парфюмерии. Хотя отдельные группы депутатов, конечно же, всё видели и знали», — пояснил финэксперт.
Зато нардепы слепо приняли антисоциальный бюджет. Темпы роста расходов на силовой блок (без армии) в 5 раз превышают рост затрат на социальные нужды.
Экономист подчеркнул, что в текущем варианте госбюджета государству не хватит денег на индексацию пенсий, что уже признал Пенсионный фонд.
«Под госгарантии Верховной Радой утверждается кредит в $550 млн на покупку б/у французских вертолетов, которые могут производиться на украинском предприятии «Мотор Сич». А госгарантии оплачивают наши налогоплательщики. Таким образом ВР дала добро на дальнейшую деиндустриализацию Украины», — резюмировал Скаршевский.
Примечательно, что так же, вслепую, нардепы голосовали за введение военного положения в конце ноября.
Любители нажимать
Отдельно стоит упомянуть «кнопокодавов». В 2017 году депутаты нажимали чужие кнопки (соответственно, голосуя за себя и других) 265 раз. Лидеры по обману — представители фракций БПП (163 раза), «Народный фронт» (97 раз), депутаты из группы «Возрождение» (68 раз).
При этом один нарушитель может проголосовать сразу за девятерых коллег, а 50-60 «кнопкодавов» обеспечивают нужные для принятия закона 226 голосов.
В 2013 году тогдашние оппозиционеры — Арсений Яценюк, Олег Тягнибок, Виталий Кличко — подали законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за «кнопкодавство». Но документ не приняли.
Забавно, что летом 2018 года похожий законопроект зарегистрировал «фронтовик», первый зампредседателя комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец. Напомним: «Народный фронт» занимает второе место по «кнопкодавству».
Круговая порука
В сегодняшней Украине центром нормотворчества выступает Администрация президента Украины, хотя в норме таким центром должна быть Верховная Рада. Об этом заявил политический и экономический эксперт Андрей Вигиринский.
По его словам, каждое второе согласительное совещание парламента начиналось с того, что президент разрабатывал законопроект, выносил его как первоочередной, а уже только потом начиналось его обсуждение. Это касается и внесения изменений в Конституцию, и религиозных вопросов.
«Проекты, определяющие экономическую деятельность государства, проходили через Национальный совет по реформам при президенте — орган с непонятными полномочиями и непонятными разработчиками документов», — подчеркнул аналитик.
В то же время антикоррупционные органы (НАБУ, НАПК, ГБР) не могут работать полноценно из-за неэффективной работы депутатов.
Вдобавок Рада еще и не контролирует деятельность Кабинета министров. Оппозиционные партии, которые и должны осуществлять этот самый контроль, отрезали от управления бюджетным и налоговым комитетом парламента. При этом в нормальных демократиях именно оппозиции отдают главенство в этих комитетах, чтобы избежать конфликта интересов правящей коалиции и правительства.
«В первом чтении был принят законопроект, внедряющий механизм распределения должностей на уровне глав комитетов и их замов по квотам, пропорционально представительству каждой из фракций в ВР. Но дальше разговоров дело не пошло», — пояснил Вигиринский.
Если этот закон так и не примут, коалиция и Кабмин будут из года в год заниматься круговой порукой.