В субботу, 15 декабря, на «соборе» в храме Святой Софии в Киеве ряд архиереев Константинопольского патриархата, два уже отлучённых архиерея УПЦ (МП) и несколько десятков ряженых в «епископов» и «митрополитов», представляющих «УПЦ КП» и «УАПЦ», под предводительством президента Украины Петра Порошенко объявили о создании «Украинской поместной автокефальной церкви».
Не хотел бы вдаваться в анализ устава новой организации со внешними признаками религиозной, её тотальной зависимости от Константинопольского патриархата (власть которого в Турецкой республике распространяется на один квартал Стамбула — Фанар, но даже в нём Патриарх Варфоломей не имеет права появляться в церковном облачении за пределами храмов и своей резиденции). Также не собираюсь вступать в дискуссию о том, является ли новая структура христианской церковью вообще — поскольку хочу сосредоточиться на обряде.
До сегодняшнего дня на Украине было две признаваемые в мире Церкви византийского обряда: Украинская Православная Церковь (автономная церковь в составе РПЦ Московского патриархата) и Украинская Греко-Католическая Церковь — в единстве с Католической церковью. Тем, кто не был на богослужениях греко-католиков, хотел бы сообщить: УГКЦ скрупулёзно следует именно византийскому обряду, вплоть до фразы «…и нас, православных христиан…» во время литургии.
Кстати, украинские греко-католики — не уникальное явление: всего существуют 23 восточнокатолические церкви, из которых 14 придерживаются византийского обряда. Среди них — Российская греко-католическая церковь (более 30 общин по всей РФ, глава — епископ Иосиф Верт, ординарий для католиков византийского обряда в России), и Белорусская греко-католическая церковь (15 зарегистрированных приходов, место предстоятеля церкви вакантно, фактически обязанности главы церкви исполняет Апостольский визитатор архимандрит Сергей Гаек). УГКЦ и БГКЦ позиционируют себя как преемниц униатских епархий, созданных в результате Брестской унии 1596 года и присоединённых в разное время к Русской православной церкви.
Конечно, уровень реальной «византийскости» в понимании подчинённости государству в УГКЦ и УПЦ разный: у греко-католиков лишь внешний, поскольку для них главный авторитет — это Папа Римский, а вот Украинская Православная Церковь до переворота 2014 года была достаточно глубоко интегрирована в украинский государственный механизм (собственно, как и РПЦ — в российский). Однако после прихода к власти Петра Порошенко — кстати, бывшего прихожанина и ктитора (благотворителя) УПЦ, которому на праздники даже позволяли носить церковное облачение — ситуация на Украине резко изменилась.
Новый президент возомнил себя «национальным императором», а поскольку Митрополит Онуфрий «цезарепапизму», как и этнофилетизму (предпочтению национальных интересов общецерковным) не благоволил, Порошенко сделал ставку на непризнанные мировым православием структуры — так называемые «Украинскую православную церковь Киевского патриархата» («патриарх» — отлучённый от Церкви бывший Митрополит Киевский Филарет) и «Украинскую автокефальную православную церковь» (предстоятель — также отлучённый от Церкви, бывший рядовой священник, «митрополит» Макарий).
Однако если проанализировать дальнейшие действия Порошенко не с точки зрения православных канонов, а как управленческий процесс (что для него как бизнесмена значительно ближе), то можно прийти к однозначному выводу: президент Украины не просто «рейдерит» веру как бизнес-актив, но на самом деле строит… протестантскую церковь — просто не с лютеранским или англиканским, а с византийским обрядом. Ведь в протестантских монархиях Европы глава государства объявлялся не только распоряжающимся имуществом церкви и обязанным финансировать церковь правителем, но главой церкви.
Правда, архиепископ Кентерберийский всё же имеет в Англиканской церкви куда больше реальной власти, чем королева Великобритании — а вот новый «Митрополит Киевский и всея Украины» Епифаний будет делать лишь то, что ему позволит Администрация президента Порошенко. Символично, что на митинге возле Святой Софии после «собора» первым выступал именно президент Украины, а не «предстоятель УПАПЦ», да и сам Епифаний, получив слово, первым делом поблагодарил Петра Порошенко, а не Бога. Так что даже «протестантизм византийского обряда» на Украине получается совсем уж в «пиратской версии»: ведь при всём отличии настоящих протестантов от католиков и православных, в богословском смысле главой их церкви полагается Иисус Христос.