Первоначально президент Петр Порошенко требовал вдвое больший срок, однако потом сократил его и пообещал, что выборы главы украинского государства, назначенные на март 2019 года, не перенесут. Верховная Рада согласилась с предложением президента Украины о введении военного положения в ряде областей Украины. Более подробная информация о принятом решении на момент публикации в официальных источниках Украины отсутствует.
Кто врет: президент или секретарь СНБО?
Порошенко уже неоднократно давал обещания, которые не собирался выполнять. В частности, о том, что войну в Донбассе завершат менее чем за месяц, а жизнь каждого украинского военного, принимающего участие в конфликте в Донбассе, будет застрахована на миллион гривен.
Ничего этого он не выполнил, и с тех пор его характер не изменился. 26 ноября он пообещал, что военное положение не ограничит прав и свобод украинских граждан.
Большинство экспертов отмечают, что введение военного положения предназначено как раз для того, чтобы сорвать проведение выборов президента и парламента, которые Порошенко и правящая в парламенте коалиция неизбежно проиграют.
Введение военного положения хотя бы на месяц фактически означает его введение навсегда, поскольку Порошенко сможет его в любой момент продлить, так считают целый ряд экспертов, в том числе известный на Украине правозащитник Владимир Чемерис.
«Снова будет (политическая) ситуация развиваться, и выборы снова и снова могут переноситься. При этом президент как Верховный главнокомандующий имеет шансы продлевать такую ситуацию — послать новые корабли, например… Он может спровоцировать новую ситуацию, чтобы продолжать военное положение», — заявил Чемерис в интервью изданию Украина.ру.
Того же мнения придерживается депутат Верховной Рады нескольких созывов, бывший первый заместитель секретаря Совбеза Украины Степан Гавриш, сделавший аналогичное заявление в эфире телеканала «112 Украина».
Кроме того, в соответствии с законом о военном положении, как сообщило издание Украина.ру, не имеет значения, на территории всей страны или только на ее части будет объявлено военное положение, — выборы будут приостановлены в любом случае во всей стране.
Параллельно внутриполитическому контексту существует и внешнеполитический.
Совбез ООН
Украина смогла продавить рассмотрение своей повестки по Керченскому кризису, российское же предложение было отвергнуто.
«Против утверждения повестки проголосовали семь членов, за — четверо, воздержались — четверо, повестка не принята», — сообщил представитель Китая, который председательствует в Совбезе в ноябре.
В ответ Москва отказалась принимать участие в обсуждении украинского предложения в Совбезе ООН.
«Поскольку вы (члены Совбеза. — Ред.) поставили процедурные задачи выше интересов дела, я ограничусь данным выступлением по мотивам голосования и не буду выступать в ходе заседания, организуемого по письму Украины под неподходящим для нашей дискуссии пунктом повестки дня о нарушении границ», — сказал зампостпреда РФ в ООН Дмитрий Полянский.
«Хотел предупредить, что проводимая Киевом в координации с США и ЕС линия на провоцирование конфликта с Россией чревата самыми серьезными последствиями. Мы будем жестко пресекать любые посягательства на суверенитет и безопасность Российской Федерации, включая акватории Азовского и Черного морей. Надеюсь, это всем понятно», — добавил Полянский.
Деньги — кровь войны
Один из существенных побудительных мотивов США в этом конфликте — попытаться остановить прокладку «Северного потока-2».
Этот газопровод заменит украинскую трубу и обеспечит вместе с уже проложенным «Турецким потоком» бесперебойные поставки голубого топлива из РФ на европейский рынок, что фактически ставит крест на планах США по экспансии их сжиженного природного газа (СПГ) на рынок ЕС, поскольку СПГ по цене не конкурент трубопроводному газу.
Перекрыть же поставки в ЕС из России, что было возможно, поскольку Вашингтон контролирует киевский режим и соответственно украинскую ГТС, после запуска СП-2 станет нереально.
Чтобы поправить ситуацию, США впервые за долгие годы разрешили экспорт энергоносителей и открыто заявили о намерении стать лидерами в этой сфере.
Газовый рынок ЕС по своему объему превышает 500 млрд кубометров ежегодно, доминирующую позицию на нём занимает Россия.
Москва продает свой газ в ЕС в среднем по $235 за 1 тыс. куб. м, что позволяет оценить рынок ЕС примерно в $117 млрд в год, — предложения других игроков выше по цене.
За 20 лет это составит более $23 трлн, что больше, чем нынешний уровень госдолга США.
Как убедительно показало издание Украина.ру в статье «Внезапное прозрение. Украина все же остается один на один со своим металлоломом», главным экономическим мотивом эскалации напряжения в Черном и Азовском морях помимо желания режима Порошенко сохранить свою власть в стране стало желание властей США и Украины остановить строительство газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».