Впрочем, таких неожиданностей в этой истории, как и в целом в истории Крыма, ставшего перекрестком многочисленных международных дорог, очень много.
Обрусевший шотландец и его небесные заботы
Алексей Грейг начал свою карьеру в русском императорском флоте 13-летним подростком, с участия в Гогландском сражении 6 июля 1788 года, в последней русско-шведской войне. А закончил полным адмиралом, главой первой в России общественной организации — Вольного экономического общества, много сделавшего для подготовки освобождения крестьян из крепостной неволи.
В зените своей карьеры Алексей Грейг приказал провести археологические раскопки в отстоящих на 10 миль от Севастопольской крепости развалинах древнего греческого города-колонии Херсонеса Таврического. Адмирал хотел найти место, на котором стоял храм, в коем принял святое крещение князь Владимир, — ни много ни мало отправную точку русской цивилизации, русской истории.
Грейг, как начальник главного русского форпоста на юге империи, понимал значение такой находки. Воспользовавшись визитом в Севастополь императора Александра I, он подал государю записку о необходимости «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь, коя поминала бы святого и равноапостольного князя Владимира, с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».
Крохотный монастырек (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь) появился только в 1850 году, а семь лет спустя, иждивением севастопольского купца Петра Телятникова, появился деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских. Собор начали строить позже, в 1861 году, когда император Александр II пожертвовал будущему храму частичку мощей Св. Владимира в ковчежце в виде Евангелия.
Можно сказать, адмирал Грейг вновь обратил взор в небо на закате жизни и карьеры, основав астрономические обсерватории в Николаеве и Пулково.
По его распоряжению морской офицер Карл Крузе провел раскопки на месте херсонесских руин. Крузе вместе со швейцарским путешественником и этнографом Дюбуа де Монпере и основателем Одесского общества истории и древностей Мурзакевичем пришли к мнению, что храм, в котором крестился князь киевский Владимир Великий, скорее всего, был на центральной торговой площади Херсонеса. Место торжища определили. Там решили и строить соборную церковь.
Привычно трудная судьба русского собора
Свято-Владимирский собор в Херсонесе строился изначально двухэтажным, а потому он получился вторым по величине на полуострове. Высота купола — 26 метров, прекрасные росписи русских и иностранных академиков живописи скоро сделали его одним из самых знаменитых храмов России. В 80-х годах XIX века в Херсонесе продолжились археологические раскопки. Историки стали лучше понимать жизнь античных и средневековых греков, живших тут вплоть до самого конца XIV века. Все это привело к резкому увеличению числа паломников. В некотором смысле место крещения Св. Владимира стало для русского православия уникальной находкой — своя собственная Святая земля, свой, российский Иерусалим. Те, кто не мог себе позволить поездку на Палестину, ехали в Крым.
Из современного храма — в античные руины
При советской власти храм был закрыт в самые короткие сроки. Примерно в 1922 году закрыли монастырь, а еще через пару лет — собор. Говорят, что одним из факторов скорой расправы с монастырем и храмом стал взгляд советской власти на Херсонес — как на археологический уникум и туристический объект. Наука и просвещение масс не должны были соседствовать с религией, считали большевики.
Но здание не тронули. Его взорвали немцы при отступлении в 1944 году. Взрыв был сильный, но он не снес храм окончательно. Странное дело — приезжая в Херсонес в 80-90-е годы, обычный турист почти всегда воспринимал его руины как очень древние. Что и неудивительно — ведь они соседствовали с развалинами древнего греческого города и казались их продолжением. Словно сама древность освещает старые камни истории, которые здесь стоят примерно с того же времени, что и получившая популярность благодаря туристическим открыткам колоннада базилики на побережье.
Второе рождение храма
Восстанавливать собор начали в 1992 году. Во время своего второго президентского срока Леонид Кучма вспомнил о Крыме и Севастополе и решил, что ему выгодно будет поддержать проект восстановления Владимирского собора. С 1999 года реконструкция пошла веселее, и в 2004 году Свято-Владимирский собор снова услыхал в своих стенах звуки полноценной церковной службы. Один из немногих объектов исторического наследия русского народа, восстановленный при украинской власти, собор честно рассказывает о том, кому обязан воскрешением из небытия, — о способствоваших его восстановлению написано на специальных досках.
Собор вновь, как и прежде, поражает своими размерами и величием. Свет, отражающийся от его купола, хорошо виден в поселке Кача — примерно в 20 километрах по прямой через море.
После возвращения Севастополя в состав Российской Федерации вокруг историко-археологического заповедника, на территории которого и стоит Свято-Владимирский кафедральный собор, произошли значительные административные изменения. Заповедник взят под государственный контроль, а посещение его сделали бесплатным. Правда, и купаться возле него запретили.
Здесь все дышит православием
Так что, прогуливаясь по древним камням Херсонеса, не стоит забывать, что этот один из старейших, если не старейший православный город России. Да, он канул в небытие, а его руины теперь часть территории Севастополя, но самого факта это не отменяет. К тому же, ведь древний Херсонес занимал практически всю территорию полуострова Херсонес, а это куда больше территории, отведенной под заповедник.
Здесь все дышит православием — верой, которую приняли наши далекие предки и передали нам через века.