Таким образом, стало понятно, что из всех возможных путей экспансии на Украину Константинопольский патриархат выбрал наихудший: принятие в церковное общение раскольников и создание на их базе митрополии Константинопольского патриархата.
Хоть это решение еще и не является томосом об автокефалии, однако оно подтверждает курс Константинополя на создание на Украине своей церковной структуры в нарушение канонов и церковных правил. Сейчас на Украине существует каноническая церковь: это Украинская православная церковь (УПЦ), матерью которой является Русская православная церковь (РПЦ) Московского патриархата. Своим заявлением Фанар фактически вторгается на территорию своих собратьев из РПЦ, нарушая тем самым церковные каноны, категорически запрещающие такие действия.
В 1997 году, когда отношения Москвы и Фанара были на подъеме, на Филарета была наложена анафема. Патриарх Варфоломей тогда полностью поддержал это решение:
«В ответ на соответствующие телеграмму и письмо Вашего Блаженства по поводу возникшей в Вашей Святейшей Сестре — Русской Православной Церкви — проблемы, которая привела ее Священный Синод по известным ему причинам к низложению до недавнего времени ведущего члена Синода митрополита Киевского Филарета, мы желаем братски сообщить Вашей любви, что наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодальное решение о вышесказанном, не желая доставлять никаких затруднений Вашей Сестре-Церкви».
Таким было решение Варфоломея 21 год назад.
Однако сейчас Вселенский патриарх уже не признает полноту компетенции РПЦ.
В связи с этим возникают три главных вопроса по поводу решения Вселенского патриархата.
Первый. Что же изменилось за эти годы, почему Варфоломей изменил свое решение?
Во-первых, теперь автокефалию на Украине лоббируют не только местные политики, но и, прежде всего, американские спонсоры Константинопольского патриархата. Именно им поддался Варфоломей, пойдя на нарушение всех правил и канонов.
Кроме того, на фоне фактически начавшейся на Украине предвыборной президентской кампании, в которую включился Петр Порошенко, президент использует религиозную тему для раскола украинского общества. Принцип здесь такой — прочь от исторических связей с Москвой, в том числе и с Московским патриархатом. Опора президента на выборах — националисты, радикалы и патриоты, исповедующие крайние формы русофобии. И решение о создании Единой Поместной Церкви (ЕПЦ) по стратегии, разработанной его политтехнологами, станет мощным пиаром, сопровождающим избирательную кампанию президента. Очевидно, что решение Варфоломея, по задумке команды Порошенко, должно усилить его позиции перед другими политиками.
Второй. К чему это может привести?
При этом вне политической стратегии президентской команды остается раскол православия, который может в условиях радикальных настроений, царящих на Украине, привести к кровавой религиозной войне.
Решение Константинопольского патриархата принято накануне праздника Покрова Богородицы — традиционного праздника украинских националистов, когда радикалы маршируют по украинским городам. Уже который год подряд настоятели Киево-Печерской и Почаевской лавр говорят об угрозах захватов их храмовых комплексов радикалами и националистами 14 октября. Возможно, через несколько дней мы станем свидетелями первого акта кровавой религиозной драмы.
Третий. Какое развитие получит эта история в дальнейшем?
Однозначно, это решение не будет принято Москвским патриархатом и, скорее всего, не будет принято большинством Поместных церквей. Другие Поместные церкви могли бы принять создание некой митрополии Фанара на Украине, но не смогут принять тот факт, что теперь своим решением Константинопольский патриархат сможет в одностороннем порядке перечеркнуть решение другой Поместной церкви. Это и есть проявление ереси «восточного папизма».
Вряд ли можно говорить о том, что на Украине создается «независимая церковь», как об этом заявил Порошенко. Это будет церковь, зависимая от Стамбула, который попытается за счет финансовых поступлений с Украины поправить свое финансовое положение и в дальнейшем станет развиваться за счет средств украинских верующих. Ведь у Фанара до нынешнего момента не было такого огромного количества приходов, которое планируется теперь в связи с восстановлением митрополии Константинопольского патриархата на Украине.
Очевидно, что своим решением Вселенский патриархат, претендующий на старшинство в православии, заложил необратимый раскол Церкви.
Украинский священник Алипий Светличный так прокомментировал решение Фанара: «Преступление Патриарха Константинопольского (ПРАВОСЛАВНОГО ПАТРИАРХА! АРХИЕРЕЯ!) заключается, прежде всего, в том, что он поверил не своим собратьям, православным архиереям, не священникам, не народу Божьему. Он поверил политиканам, еретикам, раскольникам, атеистам! Они ему ближе, понятней, естественней. Мы, христиане, ему больше не интересны в достижении его целей. Он идет в ногу с другими. Я ему тоже не верю. Его решения не могу принять. Пусть сначала станет православным епископом».