Для нас суть проблемы в том, что единственная легитимная православная церковь страны, УПЦ, автокефалии не хочет и боится, что под этим предлогом начнут отбирать храмы. Но из публикаций «Уолл Стрит Джорнэл» и «Таймс» следует, что такой церкви в стране нет — ибо в них ничего о ней не сказано. Впрочем, и многие из признающих существование УПЦ уверены, что она хочет автокефалии, а Россия ей мешает.
«В стране действуют три православные церкви, и то, что самая крупная из них по количеству приходов и подчиняющаяся Московскому патриархату Украинская православная церковь требует отделения, возмущает российское православное духовенство», — пишет испанская «Эль Паис». Далее идет пересказ общения со сторонником автокефалии из рядов УПЦ протоиереем Георгием Коваленко, для которого «положение православной церкви, зависимой от Москвы, сравнимо с зависимостью от СССР и КПСС, которая завершилась исчезновением обоих в 1991-м», после появления независимой Украины. Может, и Коваленко, и газета верят, что с появлением поместной церкви исчезнут Россия и РПЦ… Сам Коваленко, находясь в лоне УПЦ МП, и раньше был известен как сторонник автокефалии — и 3, и 5, и 10 лет назад. Но первая ласточка, как говорится, весны не делает. Мнение Коваленко не является мнением ни УПЦ, ни ее части, это всего лишь мнение одного из сотен священнослужителей Православной церкви на Украине.
«Нью-Йорк Таймс» и «Файненшел Таймс» также дают слово исключительно приверженцам автокефалии в УПЦ и создают у читателей уверенность не только в успехе ее предоставления, но и в отсутствии проблем после томоса: паства мирно перетечет в новую церковь.
«Влияние Московского патриархата сокращается повсюду в Украине. Патриарх украинской церкви Филарет предвидит, что много храмов в стране, подвластных сейчас Русской православной церкви, включая самый священный монастырь страны Киево-Печерскую Лавру, сменят приверженность, как только Константинополь дарует автокефалию», утверждает «Файненшел Таймс».
Финская «Хельсинген Саномат», однако, считает, что «подчиняющаяся Москве Украинская церковь — одна из самых сильных пророссийских сил в стране». Тем не менее и она убеждена, что, «если после долгих колебаний православный мир все же признает независимую православную церковь Украины, это может привести к объединению приходов вокруг нее и разрыву отношений с Москвой». Такую же уверенность выражает и эксперт из той же страны Веера Лайне на сайте Финского института международных отношений.
Ну а раз так, то какая может быть война за храмы? «Российские государственные СМИ уже расписывают кошмарные сценарии кровавых битв за церковные здания», пишет Зюддойче Цайтунг. Но ведь западному читателю должно быть известно, что российские СМИ, тем более государственные, — это рупор пропаганды. Австрийская «Ди Прессе» обращает внимание, что их «выбор слов напоминает политические упреки в адрес соседней страны. Право украинцев на национальную церковь так же ставится под вопрос, как и существование украинского государства».
По мнению журналистов немецкого еженедельника «Ди Цайт», в российских СМИ «начались воображаемые битвы».
Вместе с тем западная пресса с удовлетворением отмечает, что с Украиной Русская православная церковь теряет и имущество, и влияние. Об этом пишут все упомянутые ресурсы, кроме разве что финских, и делают это с явным злорадством. А «Таймс» надеется, что вслед за Украиной возникнет автокефальное движение в Белоруссии, а также «на Кавказе, в Приднестровье и Молдове, угрожая влиянию Москвы на бывших территориях СССР».
Как видим, автор не знает, что Грузинская православная церковь получила автокефалию в советские времена, а в Азербайджане и Армении доминируют соответственно ислам и армяно-григорианская церковь. Но вряд ли это известно и читателям старейшей из выходящих в мире газет.
Из мейнстримных изданий только британский «Экономист» пишет, что автокефалия — сложная задача, так как УПЦ — конфессия с наибольшим числом приходов и монастырей. Но тут же издание утверждает, что, согласно соцопросам, большинство украинских православных привержены Киевскому патриархату. На аналогичную статистику ссылается и австрийская «Курир».
Притом СМИ самой Украины неоднократно писали, что эти результаты соцопросов не отражают реального положения дел, так как, с одной стороны, простые пожилые верующие канонической церкви думают, что раз церковь называется украинской, то патриархат у нее Киевский, с другой, толком не воцерковленные личности националистических взглядов также причисляют себя к УПЦ КП. Допустим, западным журналистам это не известно, но, ориентируясь на такие социсследования, они в упор не видят других, согласно которым явное меньшинство украинцев выступает за национальную поместную церковь (о соответствующем августовском опросе центра Разумкова сообщило лишь Общественное радиовещание Германии).
Незаметны им и многотысячные крестные ходы за мир, которые организовывала УПЦ в столице Украины, начиная с 2016 года. Зато многие СМИ, подобно австрийской «Курир», рассказывают о «верных Москве попах», которые молились против Майдана, отказывались отпевать украинских солдат, освящали оружие сепаратистов и т.п.
Да, есть статьи, которые трактуют проблему взвешенно, без явного сочувствия Киеву. Помимо упомянутого Немецкого общественного радио, такие материалы появлялись в испанских агентстве ЭФЭ и газете «Ла Вангардия», итальянской «Коррьере делла Сера», швейцарской «Нойе Цюрхер Цайтунг». Так, последняя приходит к выводу, что «в конфликтные времена автокефалия является исключительно амбивалентным инструментом и никоим образом не будет иметь умиротворяющего общественного воздействия». Однако публикаций такого типа явное меньшинство. Да и в них не предоставляется слово канонической УПЦ, не говорится ни о ее миротворческой позиции, ни об опасности захвата храмов, ни о связях Константинопольского патриархата с США.
Из нескольких десятков просмотренных западных изданий лишь в одном можно было увидеть, как вещи называют свои именами: «Когда Варфоломей говорит, что хочет предоставить автокефалию по требованию украинцев, он лжет, причем совершенно осознанно. Прошение исходит не от легитимной УПЦ МП, украинских прихожан или украинского народа, а от отлученного псевдопатриарха и украинского политика» — пишет систематически освещающий автокефальную тему французский сайт «Агора Вокс». Но это совсем не традиционное СМИ: оно размещает исключительно материалы непрофессиональных журналистов, публикующихся на добровольных началах. Среди них и автор упомянутой публикации и многих статей на украинскую тему Кристель Неан, которая работает в Донецком международном пресс-центре в ДНР.
Журналистская самодеятельность «Агора Вокс» пользуется немалой популярностью, так как немало людей устало от тенденциозности традиционной прессы. По данным Google Analytics, этот сайт в минувшем году посетили около 15 миллионов уникальных пользователей. И все же не стоит преувеличивать влияние подобных СМИ. Публикации Неан — это лишь капля правды в море лжи, комфортном для западного обывателя, как Средиземное море в курортный сезон.