Либеральные сторонники украинского Евромайдана неизменно декларировали приверженность демократическим ценностям, которые обычно назывались у нас европейскими — поскольку современная Европа всегда мыслилась у нас своеобразным эталоном защиты гражданских прав. И заявляли о намерениях построить в стране свободное общество, открытое миру и доброжелательное ко всем своим гражданам и гостям — вне зависимости от их национальности, вероисповедания, цвета кожи, сексуальной ориентации и политических убеждений.
Такие посулы подкупали многих — несмотря на то, что обещания построить в Украине Европу откровенно диссонировали с политической повесткой майдана, где всегда доминировали представители ультраправых. Радикальные националисты, которые представляли собой силовой блок киевских акций 2013-2014 годов, практически полностью определяя их идеологическую окраску, предлагали совершенно другую программу. В их Украине не было места для инакомыслящих диссидентов, а дискриминация по национальному признаку должна была стать частью государственной политики. Что, в итоге, и произошло по итогам победы причудливой коалиции олигархов, нацистов и либералов, освященной отеческим благословением Маккейна и накормленной знаменитыми печеньками Нуланд.
Как результат, нарушение прав человека стало для нынешней Украины обыденностью и нормой, которая давно перестала удивлять как противников, так и сторонников новой власти. При этом, дискриминация усиливается у нас на глазах — достаточно вспомнить, что трендом нынешнего лета явились цыганские погромы, кульминацией которых стало убийство молодого парня, жестоко зарезанного украинским националистом. А чтобы организовать в Киеве марш ЛГБТ, понадобилась целая полицейская спецоперация, с привлечением спецтехники и сотен сотрудников МВД — не говоря уже о том, что само шествие пришлось проводить в пределах специально установленной в центре столицы ограды.
Но речь идет о гражданах Украины, бесправность которых давно стала притчей во языцех. Положение иностранцев было до недавнего времени не в пример лучше — поскольку украинские власти привыкли демонстрировать по отношению к ним пиетет, весьма типичный для страдающих колониальной зависимостью государств, где всегда блюдут особые права белого господина.
Конечно, эта привилегия касалась представителей Первого мира — в то время как вьетнамские торговцы, африканские беженцы и арабские студенты регулярно сталкивались у нас с беспределом полиции и нападениями ультраправых, которые даже организовывали специальные расистские «сафари» на иностранцев. Однако, европейцы и американцы действительно пользовались в Украине известными привилегиями — и нередко посещали гостеприимно открытую для них Украину, создавая ей репутацию государства доступных секс-услуг и дешевых пивных баров.
Однако сейчас, по мере развития социального кризиса, эти иностранцы все чаще становятся жертвой дискриминации и насилия — исходя из старого антисемитского принципа: «бить будем не по паспорту, а по морде». Именно такой случай произошел на днях с подданным Великобритании Халидом Айманом. Темнокожий уроженец Сомали заказал столик в одном из ресторанов, расположенных в центре города Сумы, собираясь провести вечер со своей девушкой — преподавательницей местного университета. Однако, официанты заведения отказались пропустить пару в ресторан — поскольку им не понравился цвет кожи иностранного гражданина. Кроме того, они придрались к мусульманскому платку, которым повязала голову иностранная невеста британца. И, в довершении всего, потребовали от гостей показать им свои паспорта.
«Я не понимал, что происходит, а когда Дарья объяснила мне, у меня случился шок. А что, если бы я был белым, блондином и у меня были бы голубые глаза? Если Украина хочет вступить в Евросоюз, важно понимать, что такие вещи, как дискриминация, не допускаются ни в одной европейской стране. Да и вообще, расовой дискриминации не должно быть места ни в одной стране», — рассказал об этой ситуации сам Халид Айман, комментируя ее в интервью ТСН.
Хозяйка сумского ресторана тоже согласилась пообщаться со СМИ — и достаточно бесхитростно призналась им в том, что не хочет видеть в своем заведении выходцев из арабских стран. Да — украинские законы пока еще запрещают дискриминировать клиентов и потребителей. Однако, в заведении настаивают на том, что оно является частным, а раз так, владельцы могут указать на двери любому, кто чем-то им не понравился. Очевидно, что причиной такой позиции вполне может быть политическая ситуация в Сумах, где после майдана очень активны радикальные ультраправые. Они даже проводили в центре города маскарад, нарядившись в балахоны расистской террористической организации Ку-клукс-клан — и это не вызвало никакой негативной реакции у правоохранителей и местных лидеров мнений.
Впрочем, Сумы — это провинция. А в украинской столице иностранцы могут нажить на свою голову еще больше неприятностей. 28 августа, накануне футбольного матча между «Динамо» и амстердамским «Аяксом» украинские нацистские хулсы напали на расположенный в центре Киева паб, где находилась большая группа болельщиков из Голландии. Более полусотни динамовских фанов, которые украшали идеологически выдержанные правые татуировки, сломали мебель и жестоко избили отдыхающих иностранцев. Полицейские задержали группу людей, которые регулярно участвуют в подобных погромных акциях — но каждый раз остаются без наказания, и быстро выходят на волю, благодаря своим покровителям в органах власти.
О чем говорят эти характерные эпизоды? Дискриминация и насилие разрастаются — и теперь от них может пострадать каждый, включая неприкасаемых прежде представителей богатых и влиятельных стран, на содержании которых находится нынешняя украинская власть. Собственно, для этого не нужно ходить по барам — достаточно вспомнить печальную судьбу молодого британца, который приехал в январе полюбоваться красотами Киева — и был избит на Михайловской группой неонацистов, которым не понравился его внешний вид.
И все это говорит о том, какое закрытое, ксенофобское, унизительно несвободное общество было построено в Украине в течение последних четырех лет — под сладкие обещания направить нашу страну на светлый путь демократического прогресса.