Таковы данные Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО).
По информации центра, треть всех прошедших ВНО (102 тыс из 335 тыс человек — прим. ред.) набрала минимальный балл (100).
Интересно, что при давно идущем процессе тотальной украинизации системы образования, по украинскому языку максимальный балл (200) получили всего семь человек, в целом процент успешной сдачи по украинскому за год заметно снизился. Сообщается об этом мимоходом, но нужно учитывать, что именно языковая тема стала причиной не только самого громкого скандала в украинском образовании (и в обществе в целом) в прошлом году, но и вызвала серьёзную напряжённость в отношениях Киева с рядом европейских столиц.
Образовательный закон: как поссориться с соседями
Принятый в сентябре прошлого года Верховной Радой закон об образовании предусматривает, по сути, полную украинизацию образовательного процесса в стране, где значительная часть граждан считают родными другие языки.
В соответствии с законом, с 1 сентября 2018 года дети представителей нацменьшинств в детских садах и начальной школе будут изучать предметы на родном языке, параллельно изучая государственный язык. С 5 класса дети начнут учиться на украинском, а язык нацменьшинств будут изучать как отдельную дисциплину. При этом допускается преподавание одной или нескольких дисциплин на языках стран ЕС. С 1 сентября 2020 года образование станет полностью украиноязычным.
Понятно, что такая перспектива вызвала неоднозначную реакцию как внутри страны, где миллионы граждан считают своим родным русский язык, так и за её пределами. Закон противоречит и Конституции, и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, принятой в Страсбурге в 1999 году и ратифицированной Украиной ратифицировала в 2003 году, констатировала экс-министр юстиции Украины Елена Лукаш.
«Языковые ограничения делают наших детей беднее, глупее, неконкурентноспособнее. Это грабеж. Открытое похищение будущего», — написала Лукаш на своей странице в Facebook.
В «Оппозиционном блоке» в связи с новым законом и языковой политикой власти в целом заявили тогда о «вариантах пещерного национализма», с которым Украина «ни в какую Европу не придёт».
Нардеп от «Оппоблока» Александр Вилкул напомнил об опыте некоторых европейских стран — например, Швейцарии вполне спокойно живут с четырьмя государственными языками, а там, где государственный язык один, нет никаких проблем с возможностью изучения других наречий.
Но похоже на то, что спокойная жизнь для граждан Украины нынешними властями просто не запланирована. Уместно вспомнить, что именно попытка отмены языкового закона Кивалова-Колесниченко, предпринятая сразу после победы «евромайдана», во многом стала причиной событий в Крыму и в Донбассе.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заверял, что новый закон об образовании не поссорит Киев с соседями. Однако в правительствах Венгрии и Румынии заявили, что закон нарушает права нацменьшинств на Украине. Там помнят о соотечественниках, проживающих на украинской территории — и готовы защитить их права. В Молдове и в Польше выразили озабоченность (а ведь в отношениях с Варшавой у Киева существуют и серьёзнейшие разногласия в сфере трактовки ряда исторических вопросов). В Москве напомнили, что закон противоречит международным обязательствам Украины.
Самую жесткую позицию занял Будапешт. МИД Венгрии сообщил, что больше не будет поддерживать важные для Украины решения в международных организациях. По сути, Будапешт пообещал тормозить процесс евроинтеграции, столь дорогой сердцу украинских чиновников, и обещание выполняет. Так, уже заблокирован диалог Украина-НАТО.
Кроме того, некоторые политики в Венгрии заговорили уже и о необходимости автономии для венгров на Украине. Учреждение в Будапеште поста министра по делам Закарпатской области свидетельствует о серьёзности намерений.
Урока не извлекли
Языковая тема продолжает будоражить и Украину. Власти делают вид, что ничего не происходит и представляют дело так, что родители сами выбирают для своих детей украинский язык обучения — хотя в реальности у родителей и детей часто нет выбора, ведь количество русских классов планомерно сокращается. Понятно, что это затрудняет мирное сосуществование представителей различных языковых общин и вызывает недовольство. Так, в Бахмуте (бывший Артёмовск) Донецкой области решением горсовета 10 августа три школы были переведены на государственный язык обучения. Родители школьников, заранее выбравшие русский язык, подписали письмо с требование оставить первые русские классы в одной из школ, но к соглашению стороны так и не пришли, сообщает издание Корреспондент.net.
Нельзя забывать о том, что проблема языка сильно политизирована. Чего стоит одна только скандально известная экс-нардеп от националистической партии «Свобода» Ирина Фарион ранее назвала русскоязычных граждан Украины «трофеем Путина» и призвала лишить их возможности получать образование и работу — вот тогда, по мнению экс-депутата, они «защебечут на украинском».
Понимают ли политики, к каким последствиям могут привести подобные заявления? Скорее всего, прекрасно понимают. Но разделённым обществом легче управлять. Кроме того, это укладывается в матрицу политики «Прочь от Москвы!» — оторвать русских Украины от русской культуры, изменить историческую память, лишить духовной опоры.
Что до защиты украинского языка (чем официальный Киев оправдывает нововведения), то, по мнению политолога Андрея Золотарева, «такая защита приведёт к обратным результатам (…) итоги будут плачевны».
Новое-старое правописание (проект)
Да что русские? И самих украинцев пытаются оторвать от корней. В преддверии нового учебного года Минобрнауки Украины предлагает обсудить проект «нового правописания».
Хотя на самом деле, по словам лидера движения «Украинский выбор — право народа», представителя Украины на переговорах в Минске Виктора Медведчука, ничего особенно нового в проекте нет — все тот же «нафталиновый «правопис» Ющенко», хотя и в обновлённой редакции.
Политик отметил, что «новая-старая» реформаторская инициатива понадобилась главе Министерства образования и науки (МОН) Лилии Гриневич с простой целью.
«Судя по всему, так в МОН пытаются переключить внимание общественности с насущных проблем в сфере образования на искусственно созданные. Ухудшающиеся с каждым годом результаты ВНО, системные недоработки как вузов, так и Единой государственной электронной базы по вопросам образования (укр. — ЄДЕБО) и самого министерства в ходе вступительной кампании, крах системы профтехобразования — это только часть ставших уже очевидными проблем. По-настоящему жарким и богатым на скандалы для МОН станет сентябрь. Когда придется отчитываться, почему школы не готовы к началу учебного года, почему идея НУШ (новой украинской школы) оказалась нежизнеспособной, почему нет обещанных новых учебников, а те, что есть, не выдерживают никакой критики, а также о многом другом», — подчеркнул политик, чьи слова приводит официальный сайт движения «Украинский выбор».
По мнению Медведчука, отсюда и идея: «Пока украинцы будут, как говорится в народе, «чубитися», решая, как же правильно говорить — інди́к чи инди́к, дифіра́мб чи дитира́мб, ефі́р чи ете́р, кафедра чи кате́дра, міф, міфоло́гія чи міт, мітоло́гія, «реформаторы» от образования продолжат свои псевдореформы».
«А в том, что МОН (в лучших традициях «партии войны») работает на раскол общества, уже ни у кого нет сомнений. Достаточно вспомнить скандальную статью 7 закона «Об образовании», которая писалась для того, чтобы ущемить в правах русскоязычных граждан, но привела к крупнейшему международному скандалу и поставила крест на евроатлантических устремлениях Киева», — констатировал Медведчук.
«Ненужная информация»
Конечно, не только вопросы языка заставляют беспокоиться украинцев в преддверии начала нового учебного года. Многие говорят о катастрофическом падении качества образования, ведь школьную программу уже давно и последовательно «упрощают». Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич ранее заявила, что школьные программы следует разгрузить и избавить от «ненужной информации». Что и делается. В разряд «ненужной информации» попали, например, советские песни (в том числе «Священная война») и… таблица умножения в младших классах.
Некоторые украинские политики бьют тревогу, но это одинокие голоса. По мнению народного депутата Евгения Мураева, «упрощение» школьной программы приведет к тому, что юные украинцы вырастут фактически первобытными людьми».
«Главное, чему они научатся, так это читать, писать и считать на пальцах. А для примитивной экономики или для мытья туалетов в Европе большего и не нужно…», — отметил политик на своей странице в Facebook.
Поневоле вспоминается высказывание одного из главных идеологов Третьего Рейха Генриха Гиммлера о минимуме знаний для славян: «В этих школах их обучат простому счёту, скажем, до пятисот, написанию имени и вдолбят необходимость послушания немцам». И что же? Похоже, что действуют по этому рецепту, разве что «немцы» теперь — не только немцы.
Следует отметить, что опасную тенденцию замечают и в среде «патриотично» настроенных экспертов на Украине.
«Наша школа формирует безропотную массу, которая не имеет критического мышления и неспособна делать элементарные логические выводы», — так характеризует ситуацию политолог и шеф-редактор аналитического портала «Хвиля» Юрий Романенко. И делает вывод: эту модель образования не спасти, «она отгниет, как и это государство».
Но когда ещё это государство «отгниёт»? Ущерб для будущего страны может быть невосполним.
Опасная реформа
Реформы образования таят в себе многие опасности для будущего Украины. Об этом сказал изданию Украина.ру политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Какие это опасности?
«Если широкими мазками, это, прежде всего, падение качества украинского образования, которое отображается даже на результатах внешнего тестирования. В этом году значительное количество учащихся даже украинский язык не сдали на надлежащем уровне», — отметил политолог.
Он добавил, что наблюдается также падение уровня знаний предметов естественного цикла, математических знаний — «половина учеников не может решить банальной задачи по действиям с дробями для восьмого класса».
«То есть мы наблюдаем падение качества образования. А очередная реформа образования, в которой учителя, те люди, которые должны реализовать её на практике, не видят смысла, эта реформа приводит только к увеличению хаоса», — констатировал Бортник.
Кроме того, по его словам, опасность представляют «политизация определённых элементов образования — особенно в том, что касается истории, религии, языка».
«Наблюдается отсутствие какого-то либерального, многостороннего подхода к этим вопросам, доминирование только одних идеологических установок», — сказал Бортник.
Среди ключевых проблем эксперт отметил «ухудшение качественного состава преподавательского состава в связи с массовой эмиграцией учителей из страны». Играет свою роль и хроническое недофинансирование, «попытка взвалить финансирование школьного и профессионально-технического образования на местные бюджеты».
В общем, текущая образовательная реформа по-украински несет в себе серьезные угрозы будущему страны.