Место это еще в 90-е облюбовали киевские бизнесмены, и теперь там стройными рядами стоят чьи-то фазенды, виллы и дачи. У этого места даже своя собственная администрация есть со своим собственным председателем.
На Русановских Садах все улицы называются просто и понятно — «Садовая», и делятся на линии — от первой «Садовой» до тридцать первой. Но деление это вовсе не условно, а вполне мотивировано. До 24-ой линии — это витрина жизни богатых и знаменитых. А после, начиная с 25-ой — нищих и никому не нужных.
Пока ехала в маршрутке через первые Садовые линии, обратила внимание на бросающиеся в глаза красочные трехэтажные виллы, обнесенные высокими решетчатыми заборами чьи-то ухоженные цветущие газоны, дорогие гамаки и качели.
Все это буйство красок и богатства заканчивается, когда маршрутка, везущая вас, доезжает до двадцать пятой линии. Выходишь, а напротив остановки огромная свалка мусора. И понимаешь — рай закончился, сменившись адом.
На свалке живут местные бомжи. У бомжей есть несколько стульев, матрасы и старый вагон с облупившейся краской. На что эти люди тут живут, что едят и почему выбрали это место — неизвестно.
Идем дальше. Только что над Киевом прошел ливень, а 25-я линия, в отличии от других, предыдущих с фазендами и газонами, не асфальтирована. Лужи перегораживают проход полностью, заставляя пешехода состязаться с зарослями крапивы и репейника.
Администрацию Русановских садов, ту самую, которая отвечает за первые 24 линии, это особо не тревожит. Похоже, местных жителей тоже. Администрацию потому, что им не до этого, а местных жителей потому, что все они — цыгане. Огромные лужи для них — не худшее приключение в жизни.
Да, на 25-26 линиях располагаются дома, жильцов которых несколько лет назад собирались переселить сюда из-за постройки стратегического моста, однако строительство заморозилось, и дома остались пустовать.
Но не только свято место пусто не бывает. Не бывает пусто и место в людском аду. Трудовые мигранты из Закарпатья обжили эти пустующие дома в поисках убежища хотя бы до тех пор, пока "Киевавтодор" не снес эти дома окончательно.
Внешний вид и условия существования этих людей практически не совместимы с нормальной жизнью.
Представьте себе, что все, что у вас есть — заброшенный дом без света, отопления и газа. Его окружают заросли бурьяна, а вся утварь — старый стол и несколько кастрюль. Из всех благ, доступных вам в этой глухой дачной степи, — костер и тазик с водой из реки. Еще у вас, допустим, есть кусок хозяйственного мыла. Вы готовите еду на костре. Стираете вещи руками в этом самом ведре. Ходите за питьевой водой черт-те куда и моетесь раз в месяц.
Но в один совсем не прекрасный день ваш никому не нужный дом, построенный из бревен и досок, поджигает какой-то ультраправый молодчик, настроенный на «очищение Европы от цыганского сброда».
Люди, живущие здесь — невероятно стойкий народ. Несмотря на стереотипы, которыми окружены люди цыганской национальности, их основной вид заработка — продажа цветов и сбор металлолома. Некоторые, более бедные семьи, собирают бутылки и просят милостыню.
Их быт незамысловат. На деревьях, которые растут вокруг домов, натянуты веревки для сушки белья. На тех же деревьях — навесы, которые скрывают людей от дождя и палящего солнца.
У входа в дом — старые кресла и матрасы. Мусор — повсюду, так как мусорные контейнеры на «цыганской» территории не предусмотрены, а на вывоз этого самого мусора у людей денег нет. Администрацию садового товарищества это просто не волнует.
Цыганские дворики украшают гирлянды из ковров, полотенец и простыней, висящих на заборе. На крышах домов часто можно видеть играющих детей.
Еще цыгане очень любят домашних питомцев, особенно — кошек и собак. Их тут много, на каждую семью приходится по 5-6 животных.
Похоже, что единственные счастливые люди тут — это дети. Несмотря на частые простуды, корь и ветрянку (очень частые заболевания у этой группы населения), детишки кажутся беззаботными и веселыми. Ведь все заботы лежат на плечах их родителей — и бесконечная торговля без выходных, и стирка, и забота об этих самых детях и добывание пищи, и приготовление еды. Детей, кстати, по словам местных жителей, из цыганских семей чиновники постоянно пытаются забрать в детский дом.
Еще буквально несколько месяцев назад табор на Русановских Садах казался счастливым. Очень интересно было гулять здесь, не смотря ни на что, по 25-26 линиям и рассматривать пестроту и необычность их быта. Теперь же на месте этих домов — обгоревшие балки и горы мусора.
Дело в том, что в апреле в табор наведалась ультраправая организация "Немезида», «дабы очистить сады от цыганского мусора». Тогда было сожжено около семи домов, в одном из них на момент поджога находилась женщина с двумя детьми. Они чудом остались живы.
Теперь табор наполовину состоит из обломков чьей-то нищенской жизни и этих самых обгоревших остовов домов. Если бы кто-то надумал открыть Музей погорельцев — это место стало бы идеальной локацией для стартапа.
А сами цыгане, как они мне признались, боятся оставаться здесь дольше. Поджоги и нападения продолжаются. По ночам мужчины охраняют свои убежища от украинских «патриотов».
Несколько семей сказали мне, что собираются бежать к родственникам в Закарпатье, потому что в столице Украины им теперь небезопасно. Чем они будут зарабатывать себе на жизнь там, — большой вопрос.
Все, что происходило и происходит здесь сейчас — недопустимо для страны 21-го века, стремящейся в Евросоюз. Полиция, власть и правозащитники игнорируют реальные проблемы реальных цыган, предпочитая отчитываться о своей «результативной» работе в социальных сетях.
За все время цыганских погромов на Украине, единственные люди, которые были наказаны за это — группа малолеток из львовской школы, убившие человека и ранившие еще четверых. Хотя ясно, что у этих группировок есть свои вожди, выражаясь по-немецки — «фюреры».
Кстати, Гитлер тоже начинал с цыган.