Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки 16 июля не привела к существенной публичной разрядке отношений между двумя странами.
В начале августа Америка объявила, что введет новые санкции против Российской Федерации за химическое отравление бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери, произошедшее в британском городке Солсбери. И Соединенное Королевство, и Штаты обвиняют в произошедшем Москву.
Под санкции, в частности, может попасть экспорт в РФ электроники, компьютеров, датчиков, лазеров, оборудования в сфере телекоммуникаций, специализированного оборудование для добычи нефти и газа, а также технологии в сфере информации и безопасности. Санкции должны вступить в силу, как сказали в Госдепе, «примерно 22 августа».
Кроме этого, Вашингтон поставил условия по отмене экономических наказаний.
Во-первых, Россия больше не должна использовать химическое или биологическое оружие против своих граждан или использовать его, нарушая международное право.
Во-вторых, за год Россия должна обеспечить надежные гарантии того, что она не будет больше принимать участия в подобных инцидентах.
В-третьих, Россия должна позволить представителям ООН или представителям других международных организаций проводить инспекции, чтобы убедиться, что РФ не использует химоружие против своих граждан или против международного права.
Все это напоминает старый трюк Запада с «химоружием» в Ираке: продавили свои условия, разрушили страну, но оружия массового поражения так и не нашли.
Однако же Россия в долгу не останется. И в ответ на антироссийские меры продолжит снижать вложения в американские ценные бумаги и увеличивать расчеты в национальной валюте.
«Мы снизили до минимума и будем дальше сокращать наши вложения в американскую экономику, в американские ценные бумаги, будем больше осуществлять расчеты не в американских долларах, а в национальной валюте и в других валютах, в том числе в европейской валюте», — заявил первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов.
Недостаточно моральный Трамп
Если вернуться к санкциям, они исходят от администрации Дональда Трампа, и (планируемые) от конгрессменов — более жесткие.
«Конгресс ориентирован, прежде всего, на четыре законопроекта. Все они касаются только России. Последний и самый обширный — законопроект «Защита американской безопасности от Кремлевской агрессии» 2018 года (DESKAA), который спонсируется шестью сенаторами, тремя демократами и тремя республиканцами. Он, скорее всего, заменит Закон DETER, Закон о защите выборов от угроз путем установления «Красных линий», представленный сенаторами Крисом ван Холленом и Марко Рубио в январе этого года.
Республиканские сенаторы Джон Баррассо, Кори Гарднер и Стив Дайнс представили Закон о сотрудничестве в области энергетической безопасности, который направлен на ограничение по строительству «Северного Потока-2». В Палате представителей парторганизатор Демократической партии Стеной Хойер представил Закон о защите Америки от вмешательства России, который включает восемнадцать разных биллей, из которых восемь имеют двухпартийную поддержку. Три последних были выдвинуты после Хельсинкского саммита.
Законопроекты сосредоточены на четырех секторах: суверенном долге, энергетике, российских государственных финансовых учреждениях и «Северного Потока-2». В настоящее время DESKAA является естественной отправной точкой для переговоров из-за ее важных соавторов, ее продвижения, формулировки и временного отрезка. Хотя полный текст еще не доступен, он выглядит более осторожным, чем Закон DETER. В законопроектах содержится множество других требований, связанных с кибер- и защитой системы голосования в США. Наиболее вероятные новые санкции связаны с суверенным долгом», — пишет американский аналитический центр Atlantic Counsil.
А вот риторика Трампа в редакционной колонке на «Bloomberg» оценена как «противоречащая политике США и имеющая реальные последствия».
«Например, это подрывает санкции…Они оказывают сильное влияние только в том случае, если они сопровождаются явным моральным осуждением и международными усилиями по оказанию давления на страну-нарушителя, чтобы та поменяла свои способы. В частности, санкции Скрипаля неизбежно нуждаются в укреплении.
Если Россия не докажет, что она отказалась от своих программ по химическому и биологическому оружию в течение ближайших нескольких месяцев, администрация должна будет ввести дополнительные наказания. Задача Трампа заключается в том, чтобы поддержать санкции с четким сообщением Путину, что США поддерживает Европу в своей нетерпимости к попыткам убийства на чужой земле и более широкой агрессии России. Его администрация не может сделать это без его общественной поддержки», — говорится в статье.
Украинский политический эксперт Алексей Якубин отмечает: Трамп хочет санкциями увести внимание от темы предполагаемого вмешательства России в президентские выборы в Америке в 2016 году.
«Трамп как бы говорит: «Вот же, есть дело Скрипалей». При этом президент пытается предложить лайт-версию санкций, которая отличается от санкций конгрессменов. Но остановить раскрученный маховик он уже не может», — оценивает ситуацию политолог.
Положение может измениться после выборов в нижнюю палату Конгресса США в ноябре, когда республиканцы сохранят большинство и которое будет, по предположению эксперта, в большей мере ориентировано на Трампа. Тогда, полагает Якубин, Трамп будет думать об изменениях.
«Если ты в Штатах начинаешь выступать за нормализацию отношений с Россией, тебя сразу обвиняют в шпионстве и работе на Кремль. Поэтому Трамп в контексте избирательной кампании пытается уйти от этого», — уверен политолог.
Упадет рубль — упадет и гривна
Другой важный аспект называет эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Денис Гаевский. Он видит в происходящем цель государств Евроатлантики с помощью торговых войн сбросить противоречия, накопленные в мировой экономике и политике, на периферийные государства.
«Об этом говорят санкции против России, Ирана и повышение пошлин на китайские и турецкие товары. Благодаря санкциям и пошлинам, идущим вразрез с нормами ВТО, расчищается рынок и на фоне роста мировой политической турбулентности, страны Евроатлантики кажутся тихими гаванями, куда перенаправляется капитал из третьих стран», — подметил Гавеский.
Антикремлевские санкции явно направлены на отсечение России от западных финансовых рынков. Это бьет как по бизнесу, так и по населению — через девальвацию рубля. Хотя свою роль сыграл и Центробанк РФ.
В то же время, соседствующей Украине в который раз тоже придется девальвировать гривну. Ведь падают и рубль, и лира, и евро, и фунт, и другие национальные валюты. Одновременно США проводят политику «дорогого доллара» через Федеральный резерв: повышается процентная ставка, что грозит дефицитом долларовой ликвидности в развивающихся странах.
«Когда в апреле ввели санкции против российского «Русала» и просел рубль, исследование украинского экономиста Олега Устенко показало, что каждые 10% девальвации рубля на 1% снижают товарный экспорт Украины. Плюс ко всему, в свободно конвертируемой валюте уменьшается переток денег от трудовых мигрантов из России в Украину. И это отобразится на украинском валютном рынке уже осенью», — добавляет Гаевский.
По траншу для Украины решают США
Украина выступает поводом к кредитованию американским правительством штатовского военно-промышленного комплекса. Даже если говорится о закупках так называемого летального оружия, это все равно означает некое стимулирование американского ВПК.
«И это тоже кредит для нас. Это оружие, согласно существующим договоренностям, не может быть перемещено к линии разграничения на Донбассе, и никто этого не разрешит, в том числе ОБСЕ. Оно может находиться на Яворовском полигоне», — отмечает Алексей Якубин.
Он порекомендовал в контексте санкций и процессов в США обратить внимание на приезд миссии Международного валютного фонда в Киев. Ведь только на прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко провел телефонный разговор с Госсекретарем Штатов Майком Помпео, в котором последний, в частности, призвал главу украинского государства выполнить требования МВФ.
Эксперт считает, что без американского решения Украине траншей МВФ не видать. А если в сентябре, когда миссия начнет работу, не будет однозначного решения о выделении кредита, до конца года страна его не получит. А там закончится и текущая программа сотрудничества Фонда и государства.
По мнению аналитика, пока неясно, что должно стать точкой компромисса между МВФ и Украиной. Плюс на кону еще и президентские выборы 2019 года на Украине.
«Поднимет ли Кабмин цену на газ для населения, сделает ли социальный секвестр бюджета и как на это будет реагировать парламент? Уже началась избирательная кампания и вопрос МВФ, вопрос долгов для кандидатов — ключевой. Потому что им нужно что-то сказать избирателям по этому поводу, а избиратели будут получать платежки», — отметил Якубин.
Ввиду этого, эксперт ожидает политического давления по проблеме с МВФ. Ведь если не в 2018-м, то в 2019-м точно нужно будет возвращаться к ее системному обсуждению.
Также Алексей Якубин, объясняя новый разворот США во внешней политике от дипломатии к санкциям, сказал, что экономические ограничения американцев направлены вовсе не на помощь Украине.
«Украины здесь уже нет», — сообщил аналитик.
Причина в том, что Украина, обращаясь к Западу в общем и к США в частности, использует риторику 2014-2015 годов, что сегодня уже не работает: мир очень быстро и сильно изменился.
Инструмент, который не хочется отпускать
Денис Гаевский согласен с коллегой. В то же время он добавляет, что проблематика Донбасса по приоритетности для Америки и Европы — далеко не на первых местах: военные конфликты на постсоветском пространстве тянутся в вялотекущем или замороженном формате десятилетиями.
«Все больше политиков говорят, что необходимо переходить к прямым переговорам между Киевом и Москвой, а также между Киевом и Донецком и Луганском. Недавно глава Оппозиционного Блока Юрий Бойко выступал с этой инициативой. Собственно, почему нет? За спрос денег не берут, плюс нам же важен результат, а не процесс», — говорит Гаевский.
В целом же санкции, по словам политолога, демотивируют Россию идти на какие-то уступки по Донбассу, хотя и Киев, и Москва не будут ломать сложившегося баланса вокруг конфликта. А его обострение или сохранение статус-кво зависит не от отношений США-РФ, а от внутренней политики Украины, уверен эксперт.
По словам Гаевского, сценарий ввода военного положения в Украине с целью срыва выборов крайне маловероятен. Потому что этому воспротивятся как внешние игроки, так и находящиеся в оппозиции к действующей власти финансово-промышленные группы. Для них выборы — это шанс восстановить свои пошатнувшиеся экономические и политические позиции.
Плюс при помощи темы Донбасса стало возможно управлять социумом, и такой инструмент власть точно не захочет выпускать из рук.
«А каких-либо подвижек стоит ждать не ранее президентских и парламентских выборов, а ввода миротворческой миссии ООН на Донбасс — не раньше 2020 года. Киев и Вашингтон не согласны с резолюцией по миротворцам, которую внесла РФ в Совбез ООН. Но при этом своей версии Киев так и не представил, все остается на уровне риторики. К тому же, высока вероятность гибели миротворцев, а это будет бить по рейтингам политиков стран, которые делегировали своих военных на проблемную территорию», — считает политолог.