Европа не готова идти на поводу у США по иранскому вопросу
Президент США Дональд Трамп, который критиковал предыдущую администрацию ещё на этапе предвыборной кампании, продолжает сворачивать проекты, реализованные Бараком Обамой.
В полночь 7 августа вступили в силу санкции против Ирана, отменённые после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе исламской республики. Так образом, отныне запрещено осуществлять операции с золотом и драгоценными металлами; продавать графит, алюминий, сталь, уголь, ковры и иранскую пищевую продукцию; заключать сделки в сфере иранского автопрома и на закупку коммерческих пассажирских самолётов.
5 ноября к этим мерам добавятся ограничения в отношении экспорта иранской нефти, энергетического сектора, финансовых учреждений, совершающих транзакции с Центральным банком Ирана, операторов иранских портов, секторов морских грузоперевозок и кораблестроения, предоставление страховок и услуг передачи финансовых сообщений.
Таким образом, как утверждает представитель Белого дома, Вашингтон рассчитывает отрезать доступ Тегерана к ресурсам, которые систематически использовали для финансирования терроризма, распространения оружия, создания угрозы миру и стабильности в регионе.
«Это санкции, наносящие наибольший ущерб, из всех когда-либо введённых, в и ноябре они будут подняты на новый уровень. Те компании, которые ведут бизнес с Ираном, не смогут вести его с Соединёнными Штатами. Я прошу о мире во всём мире, не меньше!» — написал Трамп в микроблоге Twitter.
The Iran sanctions have officially been cast. These are the most biting sanctions ever imposed, and in November they ratchet up to yet another level. Anyone doing business with Iran will NOT be doing business with the United States. I am asking for WORLD PEACE, nothing less!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 7 августа 2018 г.
«Слова Трампа направлены либо на достижение внутренней выгоды, либо для использования в выборах в конгресс, либо для психологической войны с иранским народом. Мы всегда поддерживаем дипломатию и переговоры, но переговоры требуют честности. Сейчас у меня нет предварительных условий для переговоров с Соединёнными Штатами», — заявил президент Ирана Хасан Роухани.
В свою очередь, помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон сказал в эфире телеканала Fox News, что санкции против Ирана начали действовать ещё до официального вступления в силу (в мае после объявления Трампом о выходе из сделки по ядерной программы), поскольку компании по всему миру в страхе потерять свои активы в США были вынуждены свернуть сотрудничество с Тегераном.
Многие были уверены, что Евросоюз как верный союзник Штатов объявит о солидарности и присоединении к санкционному режиму. Однако ничего подобного не произошло, более того, Брюссель, наоборот, заблокировал действие американских ограничительных мер в отношении Ирана, приняв Блокирующий статут ЕС. Руководство союза запретило европейским компаниям выполнять санкции США и любые решения иностранных судов, принятые на основании этих санкций. Местные бизнесмены получили возможность в судебном порядке получить компенсации за ущерб, нанесённый действиями США. При этом если компания сможет доказать, что неисполнение американских ограничительных мер может нанести серьёзный урон интересам европейских компаний или Евросоюза в целом, то получит в индивидуальном порядке особое разрешение Еврокомиссии на соблюдение ограничений, введённых Вашингтоном.
«Мы призываем малые и средние предприятия, в частности, активизировать свою работу как с Ираном, так и внутри этой страны, это является для нас приоритетом в сфере безопасности. Торговля между Ираном и ЕС является основополагающим аспектом с точки зрения права Ирана на получение экономической выгоды в обмен на те действия, которые они уже предприняли к настоящему времени, и это соответствует всем тем обязательствам в ядерной сфере, которые они на себя взяли», — подчеркнула Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини в интервью изданию The Washington Post.
Несмотря на протекционизм Брюсселя, некоторые компании всё же предпочли не рисковать и начали сворачивать сделки с Тегераном. Так, немецкая автомобильная группа компаний Daimler объявила о прекращении деятельности на территории исламской республики и приостановила на неопределённый срок реализацию совместного с местными компаниями проекта по производству и продаже грузовиков Mercedes.
Рост напряжения в американско-иранских отношениях не на шутку взволновал страны разных регионов. Швейцария, которая отстаивает интересы американской стороны в Иране, а также Оман выразили готовность стать посредником между Вашингтоном и Тегераном.
Пастор раздора
10 августа президент США Дональд Трамп сообщил, что распорядился увеличить вдвое размер пошлин на турецкие сталь и алюминий, то есть до 50% и 20% соответственно. Биржи незамедлительно отреагировали на эту новость: не прошло и получаса, как стоимость $1 выросла с 5,8 до 6,7 лиры, но в конечном итоге укрепилась на уровне 6,4 лиры. С начала 2018 года национальная валюта Турции просела более чем на 40%.
Однако это не единственные ограничительные меры, введённые Вашингтоном в отношении Анкары: 1 августа американская сторона объявила персонами нон грата министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу и министра юстиции Абдулхамита Гюля, которым теперь запрещён въезд в Штаты, а их активы, если таковые имеются на американской территории, подлежат блокировке.
Причиной нового витка обострения двусторонних отношений стал отказ Анкары передать Вашингтону американского протестантского пастора Эндрю Брансона, задержанного в 2016 году за нарушение миграционного законодательства, однако позже ему предъявили обвинения в сотрудничестве с Рабочей партией Курдистана, признанной в Турции террористической, и организацией ФЕТО проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого турецкие власти обвиняют в попытке госпереворота. По версии следствия, Брансон, который переехал в Турцию 23 года назад и основал в Измире протестантскую Церковь Воскресения, пытался подорвать конституционный строй в стране, а источником финансирования его деятельности выступала ФЕТО. В общей сложности ему грозит лишение свободы на 35 лет.
В свою очередь, Анкаре имеет аналогичные претензии к Вашингтону. В мае суд США приговорил к аресту на 2 года 8 месяцев турецкого бизнесмена Хакана Атиллу за нарушение американских санкций против Ирана. Обвинение строилось на показаниях турецко-американского предпринимателя Реза Зарраба о незаконных схемах в пользу Турции и её торговли с Тегераном, в которых он участвовал лично. Анкара, естественно, отрицает свою вину.
Судьба Брансона, а также двусторонние отношения стали главными темами переговоров между турецкой делегацией во главе с заместителем министра иностранных дел Седатом Оналом и заместителем главы Госдепартамента Джоном Салливаном, которые прошли в США. Однако встреча завершилась безрезультатно.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поспешил успокоить своих сограждан и заверил, что их страна не проиграет в этой экономической войне, а рост курса доллара не остановит её развития. Он призвал каждого гражданина внести вклад в национальную борьбу и обменять все имеющиеся доллары на лиру.
«Пока не поздно, Вашингтон должен отказаться от ошибочных суждений о том, что наши отношения могут быть асимметричными, осознать тот факт, что у Турции есть альтернативы. Неспособность отказаться от тенденции к одностороннему подходу и неуважению потребует от нас начать искать новых друзей и сторонников. Если Соединённые Штаты не начнут уважать суверенитет Турции и не докажут, что они понимают вызовы, стоящие перед нашим народом, наше партнёрство может оказаться под угрозой», — заявил Эрдоган в интервью американскому изданию The New York Times.
Действия в этом направлении не заставили себя долго ждать. 11 августа турецкий лидер в телефонном разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным обсудил торгово-экономические отношения Анкары и Москвы, а также урегулирование сирийского кризиса в рамках астанинского переговорного процесса. Спустя несколько часов после переговоров Эрдоган на митинге в городе Ризе объявил о намерении пересмотреть формат сотрудничества с зарубежными партнёрами.
«Мы уже готовимся вести торговлю в национальных валютах с Китаем, Россией, Ираном, Украиной, на долю которых приходится наибольший объём двусторонней торговли. Но если европейские страны хотят освободиться из-под давления доллара, мы готовы создать аналогичную систему и с ними», — заявил глава государства.
Переговоры длиной в 22 года
На V Каспийском саммите в Актау лидеры пяти государств подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, разработка которой началась ещё в 1996 году.
Основную сложность представляют особенности моря: это внутриконтинентальный водоём, которой не имеет естественного выхода в Мировой океан и, соответственно, не регулируется нормами международного морского права. В советские времена все вопросы решались в рамках двух договоров между СССР и Ираном, однако после распада союза, в результате чего Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркмения получили независимость, возникла необходимость в новом механизме разграничения прав на Каспии.
В новой геополитической реалии каждая страна пыталась добиться максимально выгодных для себя условий:
Россия выступала за разграничение недр и шельфа, но при этом была против раздела акватории из-за сложившегося за последние 70 лет режима хозяйственного использования Каспийского моря;
Иран предлагал поделить море на 5 равных частей, то есть по 20% каждой стране, и не поддерживал инициативу о заключении двусторонних договоров;
Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на формуле модифицированной срединной линии (линии, каждая точка которой находится на равном удалении от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств).
В конечном итоге пятёрке удалось придти к консенсусу за счёт урегулирования спорных вопросов в двух- и трёхстороннем порядке. Так, в 1998 и 2001 годах Россия, Казахстан и Азербайджан подписали документы о разграничении дна и недр Каспийского моря по методу срединной линии (при этом водная поверхность находится в общем пользовании). В 2003 году они заключили Соглашение о точке стыка линии разграничения сопредельных участков дна Каспия, по которому России досталось 19% дна водоёма, Казахстану — 29%, Азербайджану — 20%.
Основные положения Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, подписанной главами государств, сводятся к следующему:
1. Запрет на присутствие вооружённых сил третьих стран;
2. Каждое из прикаспийских государств определяет территориальные воды, но их ширина не должна превышать 15 морских миль, отмеряемых от линий, установленных документом. Внешняя граница территориальных вод представляет собой государственную границу;
3. Каждая из пяти стран устанавливает рыболовную зону шириной 10 морских миль, прилегающую к территориальным водам, и в её пределах обладает исключительным правом на осуществление промысла водных биологических ресурсов. Разграничение рыболовных зон между государствами со смежными побережьями проводится по договорённости.
4. Стороны могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну моря, а также подводные магистральные трубопроводы при условии соответствия их проектов международным экологическим требованиям и стандартам. Причём потребуется разрешение только тех государств, по чьему сектору будет пролегать кабель или труба.
5. Участницы конвенции обладают исключительным правом регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования, связанные с водными биологическими ресурсами и с разведкой и разработкой ресурсов дна и недр, в пределах своих территориальных вод и рыболовной зоны.
«Наш саммит действительно имеет неординарное, если не сказать, поистине эпохальное значение. Подготовленная в ходе длившихся более 20 лет переговоров Конвенция о правовом статусе Каспия, закрепляет исключительное право и ответственность наших государств за судьбу Каспийского моря, устанавливает четкие правила его коллективного использования. Многоплановое взаимодействие государств Каспийской пятёрки получило современную юридическую основу на многие годы вперёд», — заявил президент РФ Владимир Путин.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал конвенцию конституцией Каспийского моря и подчеркнул, что документ нацелен на урегулирование всего комплекса вопросов, связанных с правами и обязательствами прибрежных стран, а также должен стать гарантом безопасности, стабильности и процветания региона в целом.