На второй день «автопротестов» машин в центре Киева стало заметно меньше, но все равно прибывали автомобили из разных регионов страны. Перед зданием Верховной Рады установили сцену, требовали депутатского голосования по смягчению условий растаможки машин.
Из-за перекрытых улиц центр Киева вновь утонул в пробках.
Чего хотят протестующие
Главное требование митингующих — прекратить проверки авто на еврономерах патрульной полицией. С 5 июля копы могут штрафовать «европейцев» на украинских дорогах.
С конца июня полиции дали доступ к таможенной базе «Инспектор-2006». В ней фиксируются пересекающие границу авто. И теперь полицейские могут штрафовать машины на европейских номерах, которые превысили сроки «временного ввоза» или «транзита». Правда, пока копы могут лишь выписать 255 гривен (около 620 рублей) штрафа, а уже при повторном нарушении смогут отобрать у водителя права на 3-6 месяцев или даже конфисковать авто.
«Время икс»
Сейчас в Верховную Раду подали около 30 законопроектов, касающихся проблем авто на «еврономерах». Здесь есть как предложения по полной амнистии и дешевой растаможке, так и жесткий прессинг вплоть до конфискации авто.
Конкретно движение «АвтоЕвроСила», выражающее интересы «евробляхеров», требует принятия двух законопроектов: № 8487 и 8488 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств» и «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины».
Интриги добавляет то, что текущая неделя — последняя перед длительными каникулами Верховной Рады. Если за законопроекты не проголосуют в четверг-пятницу, их не смогут рассмотреть до принятия нового бюджета, поскольку изменения к Налоговому и Таможенному кодексам принимаются за 6 месяцев до принятия бюджета.
«Есть политическая воля»
В Раде говорят, что власть готова пойти на уступки протестующим. В комментарии изданию «Обозреватель» депутат от «Народного фронта» Александр Кирш сообщил, что политическая воля для принятия законопроектов есть.
«Насколько я знаю, комитет налоговой и таможенной политики контактировал с руководителями акции, и вроде бы консенсус нашли. Чего хотят протестующие, я не знаю, то ли принять закон, то ли не принять. Единственная проблема, что они не хотят платить налоги», — сказал Кирш.
Он добавил, что власть раньше пыталась найти компромисс с протестующими, но те якобы срывали договоренности.
Власть озвучила свою позицию
Подробно позицию властей разъяснила глава комитета Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, депутат от фракции «Блок Петра Порошенко», по совместительству автор законопроекта об акцизном налоге на ввоз автомобилей на иностранной регистрации Нина Южанина.
Она призвала парламент принять в первом чтении два законопроекта, совершенствующих систему растамаживания иностранных авто.
«Если депутаты считают, что ставки на определенные авто по возрасту являются завышенными, выслушаем предложения и ко второму чтению доработаем эти законопроекты», — заявила Южанина в кулуарах Рады.
Также она заверила, что власти не выполнят требований митингующих, чтобы акциз на машину составлял около трети от стоимости самого авто. По мнению Южаниной, такой шаг ведет к коррупции на таможне. Кроме этого, чиновница сообщила, что профильный комитет Рады готовит «проект закона о вводе обязательного технического осмотра».
«В соответствии с соглашением об ассоциации Украины с ЕС это обязательная норма, которая должна быть внедрена с 2020 года. Как раз в сроки будет введен обязательный технический осмотр. В Европе есть норма, что новые авто и автомобили до двух лет не проходят технический осмотр. Авто с двух до пяти лет проходит один раз, а потом каждый год. Каким будет предложение у авторов законопроекта, я не знаю», — сказала Южанина.
Почти 60 тысяч «нелегалов»
А пока депутаты раздумывают, голосовать ли за «автоеврозаконы», любопытную статистику опубликовала Государственная фискальная служба Украины (ГФС). По данным ведомства, в стране — 57,9 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией, ввезенных в этом году в режиме «транзит», которые находятся на территории страны с нарушением срока пребывания.
«С начала 2018 года в Украину было ввезено 146,8 тыс. транспортных средств личного пользования с иностранной регистрацией в режиме «транзит», 465,9 тыс. — в режиме «временного ввоза». Из авто, ввезенных в этом году в режиме «транзит», 57,9 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией находятся на Украине с нарушением срока», — говорится в сообщении.
А в феврале 2018 года ГФС сообщала, что на Украине — почти 425,4 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией, из них более 246,4 тыс. — с нарушением срока пребывания.
Никто не хочет уступать
В противостоянии украинских властей и «евробляхеров» нет правых и виноватых. Завозившие машины из Европы попросту пользовались лазейками в законодательстве. При этом украинцы, покупавшие легальные авто в стране, не понимали, почему должны переплачивать в 3-4 раза по сравнению с аналогичными авто из Польши и Литвы.
А у государства до поры до времени не доходили руки до «евробляхеров»: за них взялись, когда пришлось искать новые источники наполнения бюджета. Теперь же власти хотят получить максимум от автовладельцев, которые раньше прятались в «налоговой тени».
Очевидно, что государство своего упускать не хочет. Но и «евробляхеры» отступать не намерены. А значит, конфликт будет только нарастать и центр Киева еще ждет новое противостояние.