В интервью австрийской телерадиокомпании ORF президент РФ Владимир Путин сказал, что украинские власти могли бы применить опыт России по урегулированию чеченских войн в 1990-х годах для завершения боевых действий в Донбассе.
«Ситуации в Чечне и Донбассе и похожи, и не похожи. Чеченцы — это чётко сформировавшийся этнос. На Украине могут быть опасения, что в случае решения проблемы Донбасс по чеченскому образцу может пойти цепная реакция в других регионах, потому что жители отдельных районов Донецкой и Луганской областей мало чем отличаются от жителей Харьковской и Одесской. С другой стороны, и Россия, идя на такой вариант урегулирования, имела риск, что аналогичного положения захотят и другие национальные регионы, прежде всего мусульманские, но в этом случае риск оправдался», — сказал в интервью изданию Ukraina.ru эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
Политолог отметил важную деталь: в ситуации с Чечнёй сценарий урегулирования состоял из военной победы российской армии в сочетании с подписанием заявлений с теми, кто был согласен на широкую автономию в Российской Федерации. Для страны, которая изначально была федерацией в современном виде, это не было чем-то из ряда вон выходящим. Украина же по форме государственного устройства — унитарное государство.
Попов также подчеркнул, что в Минских соглашениях прописано расширение полномочий местных общин на уровне городов и районов, но при этом они не предусматривают создания автономных ДНР и ЛНР.
По словам эксперта, руководство Украины отказывается садиться за стол переговоров с представителями Донецка и Луганска, потому что считает, что инициатива находится в его руках, а в конфликте наметилась хоть и небольшая, но положительная, динамика. Он считает, что политики, которые могли бы переломить ситуацию, появятся тогда, когда в целом критическая масса будет понимать, что противостояние государственных властей и двух регионов угрожает спокойной жизни и будущему государства, а сейчас оно находится в том формате, которое по большому счёту приемлемо для большинства населения.
«Украина чувствует поддержку Запада, которая заключается в принципиально ином отношении к конфликту в Донбассе по сравнению с другими на постсоветском пространстве и не только. Везде считалось, что сепаратисты, которые фактически контролируют кусок территории, действуют нелегитимно, но они являются выразителем мнения части населения, и с ними нужно искать общий язык в формате прямых переговоров. В отношении Донбасса существует мнение, что территория захвачена Россией, а ДНР и ЛНР не представляют позицию местных жителей, поэтому такое значение придаётся местным выборам по украинским законам», — заявил Попов.
31 августа 1996 года секретарь Совета безопасности Российской Федерации Александр Лебедь и начальник штаба боевиков самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерии Аслан Масхадов подписали Хасавюртовские соглашения, которые положили конец Первой чеченской войне. Этот документ определял основы взаимоотношений между государственными властями и Чеченской республикой: соблюдение Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, отказ от применения силы или угрозы силой, а также пункт о том, что вопрос о статусе региона будет решён до 31 декабря 2001 года.
Однако вывод Вооружённых сил РФ спровоцировал межвоенный кризис: разрушенные дома и села не восстанавливались, практически всё нечеченское население республики было вынуждено бежать из-за этнических чисток и физических расправ.
В октябре 1999 года началась вторая чеченская война, с начала которой было сформировано пророссийское правительство во главе с муфтием Ахматом Кадыровым, который раньше воевал на стороне сепаратистов и даже объявил джихад России, но затем осудил не характерный для традиционного ислама курс. Благодаря его авторитету чеченцы не приняли ваххабизм. 5 октября 2003 по итогам выборов Ахмат Кадыров избран президентом Чеченской республики.